Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр» Дополнительная профессиональная программа (повышение квалификации) «АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ОРКСЭ» В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС» Разработчик(и) программы: Степанова Лариса Анатольевна, Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр» 2024 год Раздел 1. Общая характеристика программы 1.1. Цель реализации программы – совершенствование профессиональной компетенции учителя в области актуальных аспектов преподавания предметных областей «ОРКСЭ» в соответствии с ФГОС. 1.2. Планируемые результаты обучения: Трудовая функция Трудовое действие Знать Уметь Общепедагогическая функция. Обучение. Профстандарт: Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального образования) Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального образования Нормативноправовые документы, регламентирующие профессиональную педагогическую деятельность в реализации духовнонравственного образования обучающихся. Основные методики, виды и приемы современных педагогических технологий, направленных на преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)» Применять современные методики, виды и приемы современных образовательных технологий для преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)». Планировать учебные занятия по курсу «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)» 1.3. Категория слушателей: педагогические работники общеобразовательных организаций, реализующие предметные области ОРКСЭ. 1.4. Форма обучения: очно-заочная (с применением дистанционных образовательных технологий). 1.5. Режим занятий: 6 академических часов в день, 6 дней 1.6. Срок освоения программы: 36 часов. Раздел 2. Содержание программы 2.1. Учебный (тематический) план № Название Всего Виды учебных занятий, модулей часов учебных работ. (разделов) и Лекции Интерактивное тем (практическое) занятие Самостоя тельная работа Формы контроля 1 2 3 4 5 6 7 Нормативноправовое обеспечение реализации государственн ой политики в области духовнонравственного воспитания Концептуальн ые основы реализации ОРКСЭ Методические основы реализации ОРКСЭ Работа с родителями и членами семей обучающихся в рамках реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики» Особенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Современные требования к уроку ОРКСЭ. Способы организацмм учебной деятельности на уроке ОРКСЭ Методика работы с текстами на 3 2 1 0 2 1 1 0 3 2 1 0 3 1 2 0 4 1 2 1 3 1 2 0 3 1 2 0 тест Практичес кая работа уроках 8 Метод проектов на уроках ОРКСЭ 9 Тематическое и поурочное планирование уроков по курсу ОРКСЭ 10 Итоговая аттестация 11 Итого 4 1 3 0 5 1 4 0 6 0 0 6 36 11 18 7 Зачет. Методиче ская разработка 2.2. Календарный график Календарным графиком является расписание учебных занятий, которое составляется для каждой учебной группы. 2.3. Содержание программы Тема 1. Нормативно-правовые и методологические основы преподавания модульного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (лекция - 2 часа, практическое занятие - 1 час) Лекция Государственная политика в области преподавания предметов мировоззренческой духовно-нравственной направленности. Законодательство Российской Федерации о свободе вероисповедания и религиозных объединениях, правах граждан в сфере образования и социализации. Актуальные нормативные документы Минобрнауки России по ОРКСЭ. Нормирование учебно-методического обеспечения преподавания ОРКСЭ в Федеральном перечне учебников. Центральные координационные и методические органы по ОРКСЭ. Документы по ОРКСЭ органов власти субъекта Российской Федерации. Локальные акты, регламентирующие процесс преподавания ОРКСЭ в образовательной организации. Вопросы взаимоотношений системы образования с религиозными организациями в области преподавания религиозных культур. Информационнометодическая поддержка реализации курса ОРКСЭ в образовательных организациях Российской Федерации. Предметная область ОРКСЭ в обновлённом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Конкретизация предметных результатов по каждому учебному модулю ОРКСЭ – «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики». Требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Группировка личностных результатов по направлениям воспитания: гражданско- патриотическое; духовно-нравственное; эстетическое; физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; трудовое; экологическое; ценность научного познания. Практическая работа Анализ изменений в обновленном ФГОС НОО в контексте изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики Тема 2 Концептуальные основы реализации ОРКСЭ (лекция - 1 час, практическое занятие - 1 час) Лекция Добровольность и вариативность как основа преподавания религиозных культур и светской этики в школе в условиях полимировоззренческого, многоконфессионального российского общества, реализации ОРКСЭ. Специфика духовно-нравственного образования в школе в части преподавания религиозных культур. Духовно-нравственное образование как сфера совместной компетенции государства и религиозных организаций. Правовые и аксиологические основы шестимодульной структуры курса ОРКСЭ. Общие концептуальные принципы преподавания религиозных культур и светской этики в светской (государственной и муниципальной) общеобразовательной школе. Культурологический (культуроведческий) подход в преподавании религиозных культур и светской этики в курсе ОРКСЭ. Ценностно-содержательные основания учебной дисциплины по основам светской этики в школе, непротиворечивость ценностного содержания модулей по религиозным культурам и светской этике. Практическая работа Анализ и конкретизация концептуальных принципов преподавания ОРКСЭ, реализуемых на практике на уровне муниципалитета, образовательной организации. Оформление результатов анализа в виде таблицы. Тема 3. Методические основы реализации ОРКСЭ (лекция - 2 часа, практическое занятие - 1 час) Лекция Материалы по ОРКСЭ в Примерной основной образовательной программе начального общего образования. Методика преподавания ОРКСЭ в методических и инструктивно- нормативных материалах . Методические основы преподавания ОРКСЭ. Культурологический подход в преподавании религиозных культур. Ценностно-содержательные основания учебной дисциплины по основам светской этики. Деятельностный и диалогический подходы в преподавании ОРКСЭ. Организация учебной деятельности, учебного пространства, учебной коммуникации на уроках по ОРКСЭ. Типология и специфика форм организации учебной деятельности и основных видов учебной деятельности на уроках по модулям ОРКСЭ. Практическая работа Анализ учебно-методического обеспечения преподавания курса ОРКСЭ: общие результаты и результаты по учебным модулям, выделяют общее и особенное в разных модулях. Оформление результатов анализа в виде таблицы. Тема 4. Работа с родителями и членами семей обучающихся в рамках реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики» (лекция- 1 час, практическое занятие - 2 часа) Лекция. Взаимодействие учителя и родителей (законных представителей) учащихся в выборе и содержанию модулей ОРКСЭ. Работа с родителями как обязательное условие введения и преподавания курса ОРКСЭ. Организация работы с семьями обучающихся. Практическая работа Составление тезисов выступления на родительском собрании, посвященном введению курса ОРКСЭ. Тема 5. Особенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (лекция - 1 час, практическое занятие - 2 часа, самостоятельная работа - 1 час) Лекция Учебный курс ОРКСЭ в контексте обновлённого ФГОС НОО. Организация учебного процесса по курсу ОРКСЭ в соответствии с ООП. Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов. Реализация принципа культуросообразности в образовании. Целевая установка программы. Ценностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный и культурологические подходы. Диалогическое взаимодействие (демократическое, субъект-субъектное построение учебного процесса, взаимодополнение фактов, точек зрения, учебной ситуации). Личностно значимая учебная ситуация. Предоставление ученику права выбора содержания и форм своей учебной деятельности, возможности выстраивать собственную коммуникацию с изучаемым материалом, формировать и формулировать самостоятельные суждения и аргументированные мнения, добывать информацию и интерпретировать факты, применять собственные способы умственной деятельности, оценивать результаты своего интеллектуального труда, рефлексировать. Приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы. Актуальность. Опора на самостоятельность мышления учащихся, которое, в свою очередь, развивается не стихийно, а является результатом сознательной интеллектуальной деятельности по освоению содержания предмета и адекватных способов деятельности. Вариативность. Деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности. Деятельностный характер освоения знаний и умений предполагает построение субъект-субъектных отношений в ситуации обучения, а также создание коммуникативно активной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности. Соблюдение баланса между теоретическим материалом и творческого освоения. Органичное и последовательное развитие навыков учебноисследовательской деятельности. Работа с иллюстративным материалом на уроках ОРКСЭ. Современные методики, формы и приёмы, используемые на уроках ОРКСЭ. Использование ИКТ в преподавании ОРКСЭ. Особенности содержания и организации домашних заданий по ОРКСЭ. Дидактическая игра, как форма обучения и игровая деятельность одновременно. Воспитательный и обучающий потенциал игры на уроках ОРКСЭ. Реализация дидактических материалов на уроках ОРКСЭ. Дидактические правила обучающих игр. Словесные, настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия, игры-сказки, драматизации, игры-викторины, интеллектуальные игры. Практическая работа. Работа со средствами наглядности на уроках ОРКСЭ: предложение возможных вариантов использования средств наглядности при ее изучении, установление взаимосвязи между содержанием темы урока ОРКСЭ и средствами наглядности. Результаты работы представляют в таблице. Самостоятельная работа. Подбор методов и приемов, способствующих достижению заданных планируемых результатов реализации курса ОРКСЭ, оценивание целесообразность их применения. Тема 6. Современные требования к уроку ОРКСЭ. Способы организации учебной деятельности на уроке ОРКСЭ (лекция - 1 час, практическое занятие - 2 часа) Лекция Компетентностный подход в образовании учащихся. Анализ обобщенных педагогических технологий. Типы уроков. Образовательные технологии на уроках ОРКСЭ. Методические приемы и принципы отбора технологий и методов обучения на современном уроке . Методические особенности реализации ОРКСЭ. Рекомендации по структуре и организации урока по модулям ОРКСЭ. Особенности дидактических материалов. Использование ИКТ в преподавании. Особенности организации процесса обучения по ОРКСЭ. Планируемые результаты освоения ОРКСЭ. Содержание и организация внеурочной деятельности по ОРКСЭ. Учебно-методическое обеспечение преподавания ОРКСЭ в начальной школе. Подготовка учителя к проведению урока и внеурочных занятий по ОРКСЭ. Культура и религия. Религия как особая форма осознания мира, как одна из форм общественного сознания, как тип мировоззрения и мироощущения, как одна из областей духовной жизни, создающая целостный взгляд на мир. Приобщение обучающихся к духовному достоянию, развитие социального опыта, кругозора и мировосприятия, формирование культурной идентичности и гражданской позиции. Практическая работа Проведение обзора учебно-методических комплектов, обеспечивающих преподавание ОРКСЭ (входящих в Федеральный перечень учебников) Тема 7. Методика работы с текстами на уроках ОРКСЭ (лекция - 1 час, практическое занятие - 2 часа) Лекция Освоение ценностного смысла реалий определенной культуры на основе работы с учебными текстами. Формирование умения присваивать информацию, овладевать методами и приемами работы с учебной информацией. Перевод текстовой деятельности в дискурсивную. Цикл познавательных действий: восприятие (через чтение); понимание, осмысление (через ответы на вопросы фронтально, в парах или группах); интерпретацию (через выбор мнения, принятие решения), создание собственного «встречного» текста-дискурса (через участие в диалоге, в обсуждении, написание собственного текста и т.д.). Различные виды чтения, практикующиеся в начальной школе: комментированное чтение, ознакомительное чтение, поисковое чтение, выразительное чтение фрагмента художественного произведения, притчи, диалога. Выбор вида чтения в зависимости от конкретных условий: уровня подготовленности класса, техники чтения учащихся, фронтальной, индивидуальной или групповой организации деятельности, целеполагания, постановки вопроса и т.д. Виды работы с учебной информацией. Практическая работа Анализ типологии учебных текстов на уроках ОРКСЭ. Проектирование системы работы с учебными вопросами на примере одного из проанализированных текстов. Тема 8. Метод проектов на уроках ОРКСЭ (лекция - 1 час, практическое занятие - 3 часа) Лекция Содержание и организация проектной работы обучающихся. Отличительные черты проектной технологии, которые позволяют рекомендовать ее для активного включения в методику преподавания ОРКСЭ. Условия эффективности применения проектной деятельности в курсе ОРКСЭ. Роль учителя в проектной деятельности младших школьников. Велика роль учителя. Он формирует мотивацию участников. Виды проектов. Установление в работе над проектами в курсе ОРКСЭ межмодульных связей, взаимодействие в рамках проекта учащихся, изучающих разные модули курса. Межпредметные связи ОРКСЭ и других дисциплин школьной программы (литературного чтения, русского языка, музыки, ИЗО, окружающего мира, междисциплинарные связи: ОРКСЭ и «Литературное чтение», ОРКСЭ и «Окружающий мир», предметов с этнокультурным компонентом). Примерные темы возможных индивидуальных и групповых проектов. Практическая работа Формулирование условий, необходимых для организации и реализации проектной деятельности в процессе изучения курса ОРКСЭ. Предложение возможных типов и тем для проектной деятельности в процессе изучения курса ОРКСЭ. Составление плана работы над проектом. Тема 9. Тематическое и поурочное планирование уроков по курсу ОРКСЭ (лекция - 1 час, практическое занятие - 4 ч.) Лекция Рабочая программа, календарно-тематическое планирование курса ОРКСЭ. Требования к личностным, предметным и метапредметным результатам освоения курса ОРКСЭ. Структура учебных пособий для обучающихся. Методы учебной деятельности. Формы организации познавательной деятельности. Подходы к планированию урока. Базовые элементы урока. Практическая работа Составление технологической карты урока по ОРКСЭ (модуль по выбору слушателя) Итоговая аттестация (самостоятельная работа - 6 часов) Самостоятельная работа. Разработка проекта урока ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы Текущий контроль Раздел программы: Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно- нравственного воспитания Форма: тест Описание, требования к выполнению: После изучения теоретического материала по лекции «Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно- нравственного воспитания» слушатели письменно выполняют тест, состоящий из 10 вопросов. Вопросы нацелены на выявление уровня знаний нормативно - правовых документов, регламентирующих процессы реализации духовно-нравственного образования обучающихся. Время - 30 минут. Способ выполнения – решение тестов открытого и закрытого типов с возможностью выбора одного или нескольких ответов. Критерии оценивания: Критерии оценок: 60% и более правильных ответов – тест пройден, менее 60% правильных ответов – тест не пройден Примеры заданий: 1. В каком нормативном документе отражено: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» а) Конвенция о правах ребенка. б) Конституция Российской Федерации. в) Международный акт об экономических, социальных и культурных правах. 2. Перечислите основные конституционно-правовые положения, которыми регламентируется изучение истории и культуры религий в системе образования Российской Федерации Ответ ________________ 3. Впишите недостающее словосочетание: Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: ______________________________________________ единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Количество попыток: не ограничено Раздел программы: Особенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Форма: практическая работа Описание, требования к выполнению: Слушатели письменно выполняют практическую работу. Задание нацелено на выявление уровня умения применять современные формы и методы обучения для преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)». Время - 60 минут. Способ выполнения – подобрать методы и приемы, способствующие достижению заданных планируемых результатов реализации курса ОРКСЭ, оценить целесообразность их применения. Критерии оценивания: Набранные баллы по каждому из критериев суммируются, На основании итоговой суммы баллов выставляется отметка, исходя из следующего расчета: соответствует критерию (2 балла), частично соответствует (1 балл), не соответствует (0 баллов). «Зачтено» ставится, если накопительная оценка индивидуальных достижений составляет не менее 3 баллов из 4 возможных. Критериальный лист оценивания задания промежуточной аттестации работы: 1. Подобранные методы и приемы способствуют достижению заданных планируемых результатов реализации курса ОРКСЭ. 2. Приведена оценка и дано обоснование эффективности методов и приемов реализации курса ОРКСЭ. Примеры заданий: 1. Подберите методы и приёмы, направленные на достижение заданных планируемых результатов реализации курса ОРКСЭ. 2. Дайте обоснование эффективности их применения Планируемые результаты Методы и приемы, обеспечивающие достижение Оценка и обоснование эффективности методов и приемов - сформированность основ гражданской идентичности, - сформированность морально этических проявлений, - сформированность внутренней позиции обучающегося Количество попыток: не ограничено Итоговый контроль Зачет - проводится на последнем занятии в виде представления проекта урока ОРКСЭ, разработанного в рамках практической работы, анализа и обсуждения представленных работ. Обучающийся получает оценку «ЗАЧТЕНО», если урок соответствует предъявленным к нему критериям. Итоговая аттестация Форма: Методическая разработка Описание, требования к выполнению: Слушатели разрабатывают проект урока ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС НОО (модуль по выбору слушателя). Время на выполнение 6 часов. Критерии оценивания: Оценивание осуществляется в соответствии с «Листом оценивания итоговой работы». Оценочный бал выставляется по следующему принципу: соответствует критерию (2 балла), частично соответствует (1 балл), не соответствует (0 баллов). Набранные баллы по каждому из критериев суммируются, и выставляется итоговый оценочный балл. Порядок перевода оценочных баллов в оценочное суждение: 7-10 баллов – зачтено. До 7 баллов не зачтено. По результатам итогового контроля формируется оценочное суждение о степени достижения конечных образовательных результатов программы в формате: «зачтено \ не зачтено». Показатели оценки в Листе оценивания итоговой работы: 1. Соответствие цели урока задачам курса ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС НОО. 2. Полнота раскрытия темы урока ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС и определение ее перспективы. 3. Разнообразие применяемых методических приемов, технологий, обеспечивающих реализацию курса ОРКСЭ. 4. Эффективность учебной деятельности с точки зрения достижения поставленной цели. 5. Оформление соответствует техническим и методическим требованиям Примеры заданий: 1. Разработайте проект урока по курсу ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС НОО. 2. Оформите проект урока по курсу ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Количество попыток: не ограничено Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы 4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы Нормативные документы 1. Приказ Министерства труда и социальных отношений от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (ред. от 05.08.2016): [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ 2. Российская Федерация. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012 [Электронный ресурс]. – URL : www.consultant.ru 3.Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями на 21 июля 2020 года) [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/557309575 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31.05.2021 N 286 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Банк Документов : [сайт]. – URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ Основная литература: 1. Анохина, Е.Ю. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста : учебно-методическое пособие / Е.Ю. Анохина. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2020. – 210 с. : табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=461032 2. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (словарь искусствоведа) / В. С. Безрукова. Екатеринбург: Издательство Деловая книга, 2017. - 957 с. 3. Гайвас, О.В. От добрых слов – к добрым делам : формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника на материале «Доброслова» : в 2 частях / О.В. Гайвас, Л.Н. Урбанович ; Смоленская Православная Духовная Семинария. – Смоленск : Свиток, 2016. – Ч. 2. Методические материалы в помощь учителю. – 120 с. : ил. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=49850 4. Дивногорцева, С.Ю. Основы православной педагогической культуры : учебное пособие / С.Ю. Дивногорцева ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. – Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2017. 243 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494960 5. Добротолюбие : в 5 т. : [16+] / пер. на русск. Феофан,. – Москва ; Берлин : ДиректМедиа, 2020. Том 4. 565 с.. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=598913 6. Метлик, И.В. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе / И.В. Метлик, И.Я. Галицкая, А.В. Ситников; под ред. И.В. Метлика. – М.: Про-пресс, 2018. – 264 с Электронные обучающие материалы 1. Особенности преподавания курса ОРКСЭ в УМК "Школа России". Обучающий семинар в рамках дистанционных курсов повышения квалификации. 30 июл 2021. – URL: https://yandex.ru/video/preview/4261210445229091810 Интернет-ресурсы 1. Сайт Образование и православие [Электронный ресурс] Режим доступа: http://orthedu.ru/ 2. Межведомcтвенное методическое объединение по духовно-нравственному воспитанию [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://modnv.my1.ru/ 3. Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе русской культуры. Сайт учителя основ православной культуры М. А. Петровой. Режим доступа: http://martisha.ortox.ru/ 4.2. Материально-технические условия реализации программы Технические средства обучения: - компьютер с микрофоном и видеокамерой для преподавателя; - проектор, экран, интернет-соединение; - маркерная доска, маркеры, магниты.