РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Учебно-методический центр»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Разработчик(и) программы:
Орлова Т.Э., Чернышева А.А., Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования «Учебно-методический
центр»

Серпухов, 2024

Раздел 1. Характеристика программы
1.1. Цель

реализации

педагогических

программы

работников

-

повышение

образовательных

профессионального

учреждений

и

уровня

организаций,

осуществляющих обучение, в области организации экологического воспитания детей
дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая
функция
Педагогическая
деятельность по
реализации
образовательных
программ
дошкольного
образования

Трудовое действие

Знать

Осуществление
профессиональной
деятельности в
соответствии с
требованиями
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
дошкольного,
начального общего,
основного общего,
среднего общего
образования

Уметь

Методику экологического
воспитания
дошкольников;
организацию
образовательного процесса
по экологическому
воспитанию дошкольников
в дошкольной
образовательной
организации; принципы
создания развивающей
предметнопространственной среды
(РППС) для
познавательного развития
дошкольников;
основные аспекты
разработки проекта в
процессе экологического
воспитания для
познавательного развития
дошкольников.

Применять
педагогические
образовательные
технологии в реализации
экологического
воспитания детей
дошкольного возраста;
планировать деятельность
по созданию РППС для
познавательного развития
дошкольников в процессе
экологического
воспитания;
разрабатывать проект по
познавательному
развитию дошкольников в
процессе экологического
воспитания.

1.3. Категория слушателей:
воспитатели (включая старшего), педагоги-специалисты образовательных организаций,
реализующих программы дошкольного образования.
1.4.

Форма обучения - Очно-заочная

1.5.

Срок освоения программы: 36 ч.

Наименование модулей
(разделов) и тем

Аудиторные
занятия
Всего
часов

1.

Экологическое образование
для устойчивого развития.

3

2.

Особенности формирования
экологической культуры
дошкольников

18

3.

Организация экологического
образования дошкольников

6

Лекции
(часы)

1

Семинары
,
практ.зан
ятия
(часы)

Самостоятельная
работа

Раздел 2. Содержание программы

1

1

9

3

6

3

3

-

Формы
контроля

тест

кейс

4.

Оценка познавательной
активности дошкольников в
области экологического
образования

4.

Итоговый контроль
ИТОГО

6

3

-

3

кейс

3

-

-

3

тест

36

16

7

13

2.2. Рабочая программа
1. Входной контроль (самостоятельная работа - 1 ч.)
Самостоятельная работа - Тест
2. Экологическое образование для устойчивого развития (лекция - 1 ч.,
практическое занятие – 1 ч.)
Лекция - Экологическая политика РФ. Экологическое образование для устойчивого развития:
цели и задачи, содержание и технологии, диагностика и оценка. Формирование экологической
культуры детей и взрослых. Принципы реализации познавательно-исследовательского развития
дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Нацпроект «Экология».
Практическое занятие - Проанализировать организацию познавательного развития детей в
области экологии (на примере своей образовательной организации).
3.
Особенности формирования экологической культуры дошкольников. (лекция - 9
ч., практическое занятие – 3 ч., самостоятельная работа - 6 ч.)
Самостоятельная работа – Кейс.
3.1.
Организация развивающей эколого - образовательной среды (лекция – 3 ч.,
практическое занятие – 2 ч.)
Лекция - Система непрерывного экологического образования в образовательных организациях
Московской области. Дошкольное образование как первое звено в системе экологического
образования. Обзор программ по экологическому образованию дошкольников. Принципы
создания развивающей пространственно-предметной среды (РППС) для познавательного
развития дошкольников. Центры активности и организация их деятельности.
Практическое занятие - Планирование деятельности по созданию РППС для познавательного
развития дошкольников в области экологического образования (на примере центра активности).
3.2.
Организация проектно-исследовательской деятельности в области
экологического воспитания (лекция – 3 ч., практическое занятие – 1 ч.)
Лекция - Структура детского экологического проекта. Педагогическая поддержка детской
инициативы и самостоятельности в области исследовательской и проектной деятельности.
Проекты в области ресурсосбережения. Система вовлечения родителей. Привлечение семьи и
местного сообщества для выполнения проектов в области рационального потребления ресурсов,
здорового и безопасного образа жизни.
Практическое занятие - Разработка плана социально значимого проекта для познавательного
развития дошкольников в рамках экологического образования.
3.3.
Инновационные подходы в экологическом образовании детей (лекция – 3 ч.,
самостоятельная работа – 6 ч.)
Лекция - «Группа-лаборатория» в современном образовании. Особенность применения
исследовательской формы обучения в детском саду. Экологические дидактические игры,
экологическая тропинка, экологические сказки, социально-экологические акции. Технология
«Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Чтение с остановками и
пометками, технология постановки вопросов на примере текстов экологического содержания.
Самостоятельная работа - Разработка занятия по экологии в рамках технологии РКМЧП с
использованием различных приемов (чтение с остановками и др.).
Заполнить таблицу «Основные направления экологического образования в ДО»
4.
Организация экологического образования дошкольников (лекция – 3 ч.,
практическое занятие – 3 ч.)
Лекция - Интегрированный подход в экологическом образовании и условия его реализации.
Экологизация различных видов детской деятельности. Экспериментирование, наблюдение,

исследование, игра, конструирование, изобразительная, театральная, физическая деятельность,
чтение, труд, экологические праздники и акции.
Практическое занятие - Определить значение практических методов в системе экологического
образования детей и заполнить таблицу.
«Использование практических методов на занятиях по экологическому воспитанию с
детьми дошкольного возраста»
Виды практических методов
Возраст
Примеры

5.
Оценка познавательной активности дошкольников в области экологического
образования (лекция – 3 ч., самостоятельная работа – 3 ч.)
Самостоятельная работа – Кейс.
Лекция - Оценка результативности экологического образования (портфолио достижений
дошкольника, оценочные шкалы, творческие книжки). Карты наблюдений педагогов, фиксация
эпизодов, дневниковые заметки воспитателей.
Самостоятельная работа - Провести диагностирование экологической воспитанности у детей
старшего дошкольного возраста, используя примерные диагностические задания. Создание
портфолио дошкольника с помощью методики оценки результативности экологического
образования.
6.
Выходной контроль (самостоятельная работа - 3 ч.)
Самостоятельная работа – Тест
7.

Итоговая аттестация

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению: дается 30 вопросов.
Критерии оценивания: оценивание по количеству правильных ответов
Примеры заданий:
Вопрос 1. Методика
экологического
направление:
а) культурологии;
б) дошкольной педагогики;
в) естествознания.

воспитания

детей

дошкольного

возраста – новое

Вопрос 2. Цель экологического воспитания в дошкольном образовании:
а) формирование начал экологической культуры;
б) формирование ручной умелости
в) развитие сенсорной культуры.
Вопрос 3. При отборе экологических знаний к программе не
учитывается принцип:
а) научности и доступности;
б) демократичности;
в) энциклопедичности.
Количество попыток: 2
Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению: надо ответить на 30 вопросов
Критерии оценивания: тест считается пройденным при результате 60% и выше
Примеры заданий:
Вопрос 1. Специально организованное воспитателем, целенаправленное, планомерное,
активное восприятие детьми природы с целью получения представлений об объектах живой и
неживой природы называется:

а) наблюдением;
б) моделированием;
в) беседой.
Вопрос 2. К наглядным методам
а) рассказ воспитателя;
б) игра;
в) рассматривание картин.

относится:

Вопрос 3. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении оно может
быть:
а) групповым;
б) коллективным;
в) массовым.
Количество попыток: 2
Текущий контроль
Раздел программы: «Особенности формирования экологической культуры дошкольников»
Форма: Кейс
Описание, требования к выполнению:
2 задания. - Разработка занятия по экологии в рамках технологии РКМЧП с использованием
различных приемов (чтение с остановками и др.) - Заполнение таблицы «Основные направления
экологического образования в ДО»
Как представлено в образовательной
организации
Направления
в настоящее время в перспективе
Пространственно-предметное окружение (фоновая
информация, оборудование и материалы, центры
активности для познавательного развития
дошкольников)
Элементы образовательной среды (экологические
тропы, лаборатории, экологические комнаты и др.)
Учебно-методическое обеспечение (программы,
пособия, учебно - методические комплекты)
Методы обучения (экспериментирование,
наблюдение, исследование, конструирование, игра
и др.)
Технологические подходы для реализации
экологического содержания
Проекты в области ресурсосбережения
Система оценки познавательного развития
дошкольников
Критерии оценивания:
предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3 балла
- информация собрана и проанализирована, сделаны аргументированные выводы; 2 балла информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в целом
верные; 1 балл - информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы неверные или
отсутствуют; 0 баллов - ответ отсутствует.
Примеры заданий:
1. Разработать занятие по экологии в рамках технологии РКМЧП с использованием различных
приемов (чтение с остановками и др.).
2. Заполнить таблицу «Основные направления экологического образования в ДО».
Количество попыток: 1

Промежуточный контроль
Раздел программы: «Оценка познавательной
активности дошкольников
в области
экологического образования».
Форма: кейс
Описание, требования к выполнению:
2 задания – Проведение диагностирования экологической воспитанности у детей старшего
дошкольного возраста, используя примерные диагностические задания; - Создание портфолио
дошкольника с помощью методики оценки результативности экологического образования.
Критерии оценивания:
предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3 балла
- информация собрана и проанализирована, сделаны аргументированные выводы; 2 балла информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в целом
верные; 1 балл - информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы неверные или
отсутствуют; 0 баллов - ответ отсутствует.
Пример задания:
1. Провести диагностирование экологической воспитанности у детей старшего дошкольного
возраста, используя примерные диагностические задания.
2. Создать портфолио дошкольника с помощью методики оценки результативности экологического
образования.
Количество попыток: 1
Итоговая аттестация
Итоговая аттестация осуществляется по совокупности результатов всех видов контроля,
предусмотренных программой.
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Литература

1.

Рыжова Н.А., Рыжов И.Н. Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту «Юный
эколог». Москва, 2019 г., 52 с.

2.

Рыжова Н.А. Экологический проект «Письма животным». . Методическое пособие для детского
сада и начальной школы.- М.: Мосприрода, 2016. - 178 с.

3.
4.
5.

Рыжова Н.А. Напиши письмо ежу. - М.: ГПБУ Мосприрода, 2016. - 176 с.

1.

Федеральный государственный образовательный
http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

2.

УМК «Природа – наш дом: программа (дошкольное и школьное образование); методическое
пособие по организации проектной деятельности, методическое пособие для педагогов по
экологическому мониторингу городской среды, методическое пособие «Мой экологический след
на планете», экологическая тропа в детском саду и начальной школе, экологические сказки,
рабочая тетрадь по экологическому мониторингу городской среды для начальной и средней
школы, словарь экологических терминов для дошкольников и школьников, словарь
педагогоческих терминов, заметки любителя природы,

3.

Вебинар Н.А.Рыжовой «Как использовать игру для ознакомления детей с природой и
экологического образования»: www.youtube.com/watch?v=M37udm72V5c.

4.

Вебинар Н.А.Рыжовой «Экологическая тропинка на территории и в здании детского сада»:
www.youtube.com/watch?v=uiMW-m4d8do.
Материально-технические условия реализации программы
компьютер для преподавателя с подключением к интерактивной доске или проектору и
Интернет;
театральные куклы различных систем, декорации к спектаклям
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Обучение проводится на сайте МОУ ДПО УМЦ г.о. Серпухов http://serpumc.msk.ru/moodle/




Рыжов И.Н. Природные парки Москвы: прогулки с Экологом. - М.: Мосприрода, 2017. - 192 с.
Малокомплектный детский сад. Технология образовательной работы, основанная на достоинствах
разновозрастной группы учебно-методическое пособие/Л.Свирская. - М.: Обруч, 2020. - 160 с.
Интернет-ресурсы
стандарт

дошкольного

образования.

–


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».