Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Учебно-методический центр»
Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
Разработчик(и) программы:
Орлова Т.Э., Чернышева А.А., Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования «Учебно-методический
центр»
Серпухов, 2024
Раздел 1. Характеристика программы
1.1.
Цель реализации программы – получение новой компетенции, необходимой для
профессиональной деятельности в области дошкольного образования с применением
современных форм ее организации
1.2.
Планируемые результаты обучения:
Трудовая функция
Трудовое действие
Знать
Уметь
Педагогическая
Осуществление
Методологию активных
Выбирать методы и формы
деятельность по
профессиональной деятельности в
методов обучения. Формы
организации детских видов
реализации
соответствии с требованиями
организации детской
деятельности в соответствии с
образовательных
федеральных государственных
деятельности на основе
целевыми ориентирами
программ
образовательных стандартов
личностно-ориентированного
дошкольного образования.
дошкольного
дошкольного, начального общего,
подхода. Дидактические
Применять активные методы
образования
основного общего, среднего
основы современного
обучения на основе принципов
общего образования
исследовательского обучения
личностно-ориентированного
образования. Использовать в
образовательной деятельности
простые, сложные и составные
формы организации детской
деятельности на основе ЛООС.
Организовывать образовательный
процесс, используя формы и
методы исследовательского
обучения
1.3. Категория слушателей:
воспитатели
(включая
старшего)
образовательных
организаций,
реализующих
программы
дошкольного образования.
1.4. Форма обучения - Очно-заочная
1.5. Срок освоения программы: 36 ч.
Раздел 2. Содержание программы
№
п/п
Наименование
Всего
Виды учебных занятий, учебных
Самостоятельная
работ
работа, час
разделов(модулей) и тем часов
Лекция,
Интерактивное
час
(практическое)
Формы
контроля
занятие, час
1.
Входной контроль
1
0
0
1
тест
2.
Методология активных
6
4
2
10
8
2
18
8
6
4
кейс
1
0
0
1
тест
методов обучения
3.
Формы организации
детской деятельности
4.
Дидактические основы
современного
исследовательского
5.
обучения
Выходной контроль
6.
Итоговая аттестация
Итого
36
22
8
6
2.2. Рабочая программа
1. Входной контроль (самостоятельная работа - 1 ч.)
Самостоятельная работа-Тест
2. I.
Методология активных методов обучения (лекция - 4 ч. практическое занятие - 2
ч.)
2.1.
Концепции развивающего обучения. Концепция «предметно-содержательной
деятельности» А.Н.Леонтьева (лекция - 3 ч.)
Лекция- 3ч. Л.С. Выготский о зоне ближайшего развития. Уровни развития ребенка (по Л.С.
Выготскому). Концепции, ориентированные на психическое развитие (Л.В. Занков, З.И.
Калмыкова, Е.Н. Кабанова-Меллер). Концепции, учитывающие личностное развитие (Г.А.
Цукерман,
В.В.
содержательной
Давыдов
-
Д.Б.
деятельности»
Эльконин,
А.Н.Леонтьева.
С.А.
Смирнов).
Содержание
Концепция
концепции
«предметно-
А.Н.
Леонтьева,
отличительные признаки.
2.2.
Методы и принципы личностно-ориентированного обучения. Выбор методов и
форм
организации
детских
видов
деятельности
в
соответствии
с
целевыми
ориентирами дошкольного образования (1 ч., практическое занятие – 2 ч.)
Лекция- 1ч. Основные формы и методы взаимодействия взрослого и ребенка-дошкольника в
соответствии с ФГОС ДО. Принципы личностно-ориентированного взаимодействия.
Практическая работа-Изучение современных законодательных и нормативных документов по
реализации государственной политики РФ в области инклюзивного образования. Проверка
преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения.
Практическая работа – 2ч. Составьте таблицу определенных ФГОС ДО возрастных периодов и
соответствующих им видов детской деятельности. Проверка преподавателем и разбор ошибок
в рамках обучения.
3. Формы организации детской деятельности (лекция - 8 ч. практическое занятие - 2 ч.)
3.1. Активные
методы
обучения
дошкольников.
Принципы
личностно-
ориентированного образования. (лекция - 4 ч. практическое занятие - 2 ч.)
Лекция-2ч.
Организация
познавательно-исследовательской
деятельности.
Динамика
формирования отдельных умений и умственных действий. Конструирование личностноориентированных образовательных ситуаций. Структура ЛООС.
3.2. Простые, сложные и составные формы организации детской деятельности на
основе ЛООС. (лекция – 4 ч., практическое занятие – 2 ч.)
Лекция
–
4ч.
Простые
формы
организации
детской
деятельности:
наблюдение
и
экспериментирование. Составные формы организации детской деятельности: естественная
образовательная ситуация, игровая образовательная ситуация, техническая и творческая
мастерская,
творческая
гостиная,
детская
лаборатория,
интерактивный
праздник.
Комплексные формы организации детской деятельности: тематические дни, периоды и
проекты.
Практическая работа- 2ч. Составьте таблицу определенных ФГОС ДО возрастных периодов и
соответствующих им видов детской деятельности. Проверка преподавателем и разбор ошибок в
рамках обучения.
4. Дидактические основы современного исследовательского обучения (лекция - 8 ч.
практическое занятие - 6 ч. самостоятельная работа - 4 ч.)
Самостоятельная работа-Кейс
4.1.
Детское
экспериментирование
как
основа
поисково-исследовательской
деятельности дошкольников (лекция - 2 ч. практическое занятие - 1 ч., самостоятельная
работа – кейс – 2 ч.)
Лекция- 2ч. Детское экспериментирование – один из ведущих видов детской деятельности.
Структура исследовательской деятельности. Ключевые компетентности детей дошкольного
возраста. Особенности организации экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте.
Классификация экспериментов. Психолого-педагогические условия для развития детского
экспериментирования.
Практическая работа- классифицировать приемы активизации мыслительной деятельности
для детей младшего и старшего дошкольного возраста (1 ч.) Проверка преподавателем и
разбор ошибок в рамках обучения.
Самостоятельная работа – кейс – 2 ч.
4.2. Формы
организации
и
методы
исследовательского
обучения
(лекция - 2 ч.
практическое занятие - 2 ч.)
Лекция-2ч.
«Группа-лаборатория»
исследовательской
формы
в
обучения
современном
в
детском
образовании.
саду.
Особенность
Применение
применения
атрибутов.
Методы
исследовательского обучения.
Практическая работа-2ч.Привести примеры репродуктивных, продуктивных и проблемных
методов обучения. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения.
4.3. Обучение исследовательской и проектной деятельности (лекция - 2 ч., практическое
занятие - 2 ч.)
Лекция-2ч. Три кита исследовательского обучения (по А.И. Савенкову). Тренинг (умение
классифицировать, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, экспериментировать,
делать
выводы). Детская исследовательская
практика
(самостоятельные
исследования
и
создание проектов). Мониторинг исследовательской деятельности.
Практическая работа- 2ч. Составить план исследовательского проекта в подготовительной
группе. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения.
4.4. Практика исследовательского обучения в современном дошкольном образовании
(лекция - 2 ч. практическое занятие - 1 ч., самостоятельная работа – 2ч.)
Лекция-2ч. Наблюдение как способ выявления проблем. Выдвижение гипотез и провокационных
идей. Матрица для оценки идей. Постановка вопросов. Определение понятий. Характеристика
предметов. Сравнение, различение. Суждение и умозаключение. Выделение главного и
второстепенного. Методика проведения исследовательских занятий.
Практическая работа-Составить проблемные вопросы для коллективной беседы по определению
характеристик котят. (1 ч.). Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения.
Самостоятельная работа – кейс – 2 ч.
5. Выходной контроль (самостоятельная работа - 1 ч.)
Самостоятельная работа-Тест
6. Итоговая аттестация
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль
Форма: тестирование Описание, требования к выполнению: дается 30 вопросов.
Критерии оценивания:
оценивание по количеству правильных ответов
Примеры заданий:
Вопрос 1. 3. Гипотезу
Л.С.
Выготского
обосновывать и конкретизировать
Выберите один ответ:
к концу 50-х годов ХХ века
к концу 60-х годов ХХ века
о
развивающем
обучении
начали
проверять,
к началу 90-х годов ХХ века
Вопрос 2. 7. Какой метод сопряжен с самостоятельным освоением детьми знаний, способов их
добывания, выбором методов познания:
Выберите один ответ:
Исследовательский
Частично поисковый (эвристический) метод
Метод проблемного изложения
Количество попыток: 2
Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению: надо ответить на 30 вопросов
Критерии оценивания:
тест считается пройденным при результате 60% и выше
Примеры заданий:
Вопрос 1.
Перечислите стадии развития исследовательской деятельности
Любопытство
Познание
Любознательность
Собственно исследовательская деятельность
Вопрос 2.
«Группа-лаборатория» предполагает особые требования: (выберите нужное)
к предметно-пространственной среде
к содержанию образовательной деятельности
к организации личностно-ориентированного подхода к процессу обучения
к подготовке воспитанников
Количество попыток: 2
Текущий контроль
Раздел программы: «Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской
деятельности дошкольников»
Форма: Кейс
Описание, требования к выполнению:
Оставить серию экспериментов для старшей или подготовительной
группы по выбору,
проанализировать исследовательские умения с помощью диагностической карты и описания
динамики формирования отдельных умений и умственных действий
Критерии оценивания:
предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3
балла - информация собрана и проанализирована, сделаны аргументированные выводы; 2
балла - информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в
целом верные; 1 балл - информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы
неверные или отсутствуют; 0 баллов - ответ отсутствует.
Количество попыток: 1
Промежуточный контроль
Раздел
программы:
Практика
исследовательского
обучения
в
современном дошкольном
образовании
Описание, требования к выполнению:
Выполнить задание на выбор:
составить план – конспект образовательной деятельности, используя простые формы на
каждую возрастную группу
составить план – конспект образовательной деятельности, используя составные формы на
каждую возрастную группу
составить план – конспект образовательной деятельности, используя комплексные формы
организации детской деятельности
Критерии оценивания:
предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3 балла
- информация собрана и проанализирована, сделаны аргументированные выводы; 2 балла информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в целом верные;
1 балл - информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы неверные или
отсутствуют; 0 баллов - ответ отсутствует.
Итоговая аттестация
Итоговая
аттестация
осуществляется
по
совокупности
результатов
всех
видов
контроля,
предусмотренных программой.
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ред. от 07.10.2022)
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. N 373 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
—
образовательным
программам
дошкольного
образования»;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Литература
1. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания.
Ярославль: Академия развития, 2023.
2. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду – Самара:
Издательство «Учебная литература», 2020.
3. Тимофеева Л.Л. Современные формы организации детских видов деяельности.
Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2021.
4. Современные проблемы образования обучающихся с нарушениями интеллекта: сб. учеб.метод. работ /под ред. И.Н. Нурлыгаянова, Е.С. Кузьминой. - М., Берлин: Директ-Медиа,
2022. - 89 с.
Интернет-ресурсы
Министерство образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru
Министерство образования Московской области http://mo.mosreg.ru/
Российский
общеобразовательный
портал http://www.school.edu.ru/ Федеральный
образовательный портал. Каталог ресурсов по педагогике, воспитанию и обучению детей
дошкольно-школьного возраста.
Государственный
научно-исследовательский
институт
семьи
и
воспитания
http://practic.childpsy.ru/organizations/23825/
http://www.metodika.ru/
Содержит разделы психологии, дошкольного воспитания,
дополнительного образования, управления образованием, внеклассной работы.
http://edu.rin.ru/preschool/ - Дошкольное образование.
http://www.kindereducation.com/ - Дошколенок.
http://www.ivalex.vistcom.ru/ - Все для детского сада.
http://detsad-journal.narod.ru/ - Детский сад от А до Я.
http://www.detskiysad.ru/ - Детский сад.ру.
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Обучение проводится на сайте МОУ ДПО УМЦ г.о. Серпухов http://serpumc.msk.ru/moodle/