СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Учебно-методический центр»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

Разработчик(и) программы:
Орлова Т.Э., Чернышева А.А., Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования «Учебно-методический
центр»

Серпухов, 2024

Раздел 1. Характеристика программы
1.1.
Цель реализации программы – получение новой компетенции, необходимой для
профессиональной деятельности в области дошкольного образования с применением
современных форм ее организации
1.2.
Планируемые результаты обучения:
Трудовая функция

Трудовое действие

Знать

Уметь

Педагогическая

Осуществление

Методологию активных

Выбирать методы и формы

деятельность по

профессиональной деятельности в

методов обучения. Формы

организации детских видов

реализации

соответствии с требованиями

организации детской

деятельности в соответствии с

образовательных

федеральных государственных

деятельности на основе

целевыми ориентирами

программ

образовательных стандартов

личностно-ориентированного

дошкольного образования.

дошкольного

дошкольного, начального общего,

подхода. Дидактические

Применять активные методы

образования

основного общего, среднего

основы современного

обучения на основе принципов

общего образования

исследовательского обучения

личностно-ориентированного
образования. Использовать в
образовательной деятельности
простые, сложные и составные
формы организации детской
деятельности на основе ЛООС.
Организовывать образовательный
процесс, используя формы и
методы исследовательского
обучения

1.3. Категория слушателей:
воспитатели

(включая

старшего)

образовательных

организаций,

реализующих

программы

дошкольного образования.
1.4. Форма обучения - Очно-заочная
1.5. Срок освоения программы: 36 ч.
Раздел 2. Содержание программы

№
п/п

Наименование

Всего

Виды учебных занятий, учебных

Самостоятельная

работ

работа, час

разделов(модулей) и тем часов
Лекция,

Интерактивное

час

(практическое)

Формы
контроля

занятие, час
1.

Входной контроль

1

0

0

1

тест

2.

Методология активных

6

4

2

10

8

2

18

8

6

4

кейс

1

0

0

1

тест

методов обучения

3.

Формы организации
детской деятельности

4.

Дидактические основы
современного
исследовательского

5.

обучения
Выходной контроль

6.

Итоговая аттестация
Итого

36

22

8

6

2.2. Рабочая программа
1. Входной контроль (самостоятельная работа - 1 ч.)
Самостоятельная работа-Тест
2. I.

Методология активных методов обучения (лекция - 4 ч. практическое занятие - 2

ч.)
2.1.

Концепции развивающего обучения. Концепция «предметно-содержательной

деятельности» А.Н.Леонтьева (лекция - 3 ч.)
Лекция- 3ч. Л.С. Выготский о зоне ближайшего развития. Уровни развития ребенка (по Л.С.
Выготскому). Концепции, ориентированные на психическое развитие (Л.В. Занков, З.И.
Калмыкова, Е.Н. Кабанова-Меллер). Концепции, учитывающие личностное развитие (Г.А.
Цукерман,

В.В.

содержательной

Давыдов

-

Д.Б.

деятельности»

Эльконин,

А.Н.Леонтьева.

С.А.

Смирнов).

Содержание

Концепция

концепции

«предметно-

А.Н.

Леонтьева,

отличительные признаки.
2.2.

Методы и принципы личностно-ориентированного обучения. Выбор методов и

форм

организации

детских

видов

деятельности

в

соответствии

с

целевыми

ориентирами дошкольного образования (1 ч., практическое занятие – 2 ч.)
Лекция- 1ч. Основные формы и методы взаимодействия взрослого и ребенка-дошкольника в
соответствии с ФГОС ДО. Принципы личностно-ориентированного взаимодействия.
Практическая работа-Изучение современных законодательных и нормативных документов по
реализации государственной политики РФ в области инклюзивного образования. Проверка
преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения.
Практическая работа – 2ч. Составьте таблицу определенных ФГОС ДО возрастных периодов и
соответствующих им видов детской деятельности. Проверка преподавателем и разбор ошибок
в рамках обучения.
3. Формы организации детской деятельности (лекция - 8 ч. практическое занятие - 2 ч.)
3.1. Активные

методы

обучения

дошкольников.

Принципы

личностно-

ориентированного образования. (лекция - 4 ч. практическое занятие - 2 ч.)
Лекция-2ч.

Организация

познавательно-исследовательской

деятельности.

Динамика

формирования отдельных умений и умственных действий. Конструирование личностноориентированных образовательных ситуаций. Структура ЛООС.
3.2. Простые, сложные и составные формы организации детской деятельности на
основе ЛООС. (лекция – 4 ч., практическое занятие – 2 ч.)
Лекция

–

4ч.

Простые

формы

организации

детской

деятельности:

наблюдение

и

экспериментирование. Составные формы организации детской деятельности: естественная
образовательная ситуация, игровая образовательная ситуация, техническая и творческая
мастерская,

творческая

гостиная,

детская

лаборатория,

интерактивный

праздник.

Комплексные формы организации детской деятельности: тематические дни, периоды и
проекты.
Практическая работа- 2ч. Составьте таблицу определенных ФГОС ДО возрастных периодов и
соответствующих им видов детской деятельности. Проверка преподавателем и разбор ошибок в
рамках обучения.
4. Дидактические основы современного исследовательского обучения (лекция - 8 ч.
практическое занятие - 6 ч. самостоятельная работа - 4 ч.)
Самостоятельная работа-Кейс
4.1.
Детское
экспериментирование

как

основа

поисково-исследовательской

деятельности дошкольников (лекция - 2 ч. практическое занятие - 1 ч., самостоятельная
работа – кейс – 2 ч.)

Лекция- 2ч. Детское экспериментирование – один из ведущих видов детской деятельности.
Структура исследовательской деятельности. Ключевые компетентности детей дошкольного
возраста. Особенности организации экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте.
Классификация экспериментов. Психолого-педагогические условия для развития детского
экспериментирования.
Практическая работа- классифицировать приемы активизации мыслительной деятельности
для детей младшего и старшего дошкольного возраста (1 ч.) Проверка преподавателем и
разбор ошибок в рамках обучения.
Самостоятельная работа – кейс – 2 ч.
4.2. Формы

организации

и

методы

исследовательского

обучения

(лекция - 2 ч.

практическое занятие - 2 ч.)
Лекция-2ч.

«Группа-лаборатория»

исследовательской

формы

в

обучения

современном
в

детском

образовании.
саду.

Особенность

Применение

применения

атрибутов.

Методы

исследовательского обучения.
Практическая работа-2ч.Привести примеры репродуктивных, продуктивных и проблемных
методов обучения. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения.
4.3. Обучение исследовательской и проектной деятельности (лекция - 2 ч., практическое
занятие - 2 ч.)
Лекция-2ч. Три кита исследовательского обучения (по А.И. Савенкову). Тренинг (умение
классифицировать, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, экспериментировать,
делать

выводы). Детская исследовательская

практика

(самостоятельные

исследования

и

создание проектов). Мониторинг исследовательской деятельности.
Практическая работа- 2ч. Составить план исследовательского проекта в подготовительной
группе. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения.
4.4. Практика исследовательского обучения в современном дошкольном образовании
(лекция - 2 ч. практическое занятие - 1 ч., самостоятельная работа – 2ч.)
Лекция-2ч. Наблюдение как способ выявления проблем. Выдвижение гипотез и провокационных
идей. Матрица для оценки идей. Постановка вопросов. Определение понятий. Характеристика
предметов. Сравнение, различение. Суждение и умозаключение. Выделение главного и
второстепенного. Методика проведения исследовательских занятий.
Практическая работа-Составить проблемные вопросы для коллективной беседы по определению
характеристик котят. (1 ч.). Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения.
Самостоятельная работа – кейс – 2 ч.
5. Выходной контроль (самостоятельная работа - 1 ч.)
Самостоятельная работа-Тест
6. Итоговая аттестация
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль
Форма: тестирование Описание, требования к выполнению: дается 30 вопросов.
Критерии оценивания:
оценивание по количеству правильных ответов
Примеры заданий:
Вопрос 1. 3. Гипотезу

Л.С.

Выготского

обосновывать и конкретизировать
Выберите один ответ:


к концу 50-х годов ХХ века



к концу 60-х годов ХХ века

о

развивающем

обучении

начали

проверять,



к началу 90-х годов ХХ века

Вопрос 2. 7. Какой метод сопряжен с самостоятельным освоением детьми знаний, способов их
добывания, выбором методов познания:
Выберите один ответ:


Исследовательский



Частично поисковый (эвристический) метод



Метод проблемного изложения

Количество попыток: 2

Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению: надо ответить на 30 вопросов
Критерии оценивания:
тест считается пройденным при результате 60% и выше
Примеры заданий:
Вопрос 1.
Перечислите стадии развития исследовательской деятельности
 Любопытство
 Познание
 Любознательность
 Собственно исследовательская деятельность
Вопрос 2.
«Группа-лаборатория» предполагает особые требования: (выберите нужное)

к предметно-пространственной среде

к содержанию образовательной деятельности

к организации личностно-ориентированного подхода к процессу обучения



к подготовке воспитанников

Количество попыток: 2
Текущий контроль
Раздел программы: «Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской
деятельности дошкольников»
Форма: Кейс
Описание, требования к выполнению:
Оставить серию экспериментов для старшей или подготовительной

группы по выбору,

проанализировать исследовательские умения с помощью диагностической карты и описания
динамики формирования отдельных умений и умственных действий
Критерии оценивания:
предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3
балла - информация собрана и проанализирована, сделаны аргументированные выводы; 2
балла - информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в
целом верные; 1 балл - информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы
неверные или отсутствуют; 0 баллов - ответ отсутствует.
Количество попыток: 1

Промежуточный контроль
Раздел

программы:

Практика

исследовательского

обучения

в

современном дошкольном

образовании
Описание, требования к выполнению:
Выполнить задание на выбор:


составить план – конспект образовательной деятельности, используя простые формы на
каждую возрастную группу



составить план – конспект образовательной деятельности, используя составные формы на
каждую возрастную группу



составить план – конспект образовательной деятельности, используя комплексные формы
организации детской деятельности

Критерии оценивания:
предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3 балла
- информация собрана и проанализирована, сделаны аргументированные выводы; 2 балла информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в целом верные;
1 балл - информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы неверные или
отсутствуют; 0 баллов - ответ отсутствует.

Итоговая аттестация
Итоговая

аттестация

осуществляется

по

совокупности

результатов

всех

видов

контроля,

предусмотренных программой.
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы





Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ред. от 07.10.2022)
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. N 373 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
—
образовательным
программам
дошкольного
образования»;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Литература
1. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания.
Ярославль: Академия развития, 2023.
2. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду – Самара:
Издательство «Учебная литература», 2020.
3. Тимофеева Л.Л. Современные формы организации детских видов деяельности.
Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2021.
4. Современные проблемы образования обучающихся с нарушениями интеллекта: сб. учеб.метод. работ /под ред. И.Н. Нурлыгаянова, Е.С. Кузьминой. - М., Берлин: Директ-Медиа,
2022. - 89 с.
Интернет-ресурсы



Министерство образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru
Министерство образования Московской области http://mo.mosreg.ru/











Российский
общеобразовательный
портал http://www.school.edu.ru/ Федеральный
образовательный портал. Каталог ресурсов по педагогике, воспитанию и обучению детей
дошкольно-школьного возраста.
Государственный
научно-исследовательский
институт
семьи
и
воспитания
http://practic.childpsy.ru/organizations/23825/
http://www.metodika.ru/
Содержит разделы психологии, дошкольного воспитания,
дополнительного образования, управления образованием, внеклассной работы.
http://edu.rin.ru/preschool/ - Дошкольное образование.
http://www.kindereducation.com/ - Дошколенок.
http://www.ivalex.vistcom.ru/ - Все для детского сада.
http://detsad-journal.narod.ru/ - Детский сад от А до Я.
http://www.detskiysad.ru/ - Детский сад.ру.

4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Обучение проводится на сайте МОУ ДПО УМЦ г.о. Серпухов http://serpumc.msk.ru/moodle/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».