Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр» Дополнительная профессиональная программа (повышение квалификации) ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ «ПРЕДШКОЛА» ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ Разработчик(и) программы: Орлова Т.Э., Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр», нет Серпухов, 2024 Раздел 1. Характеристика программы 1.1. Цель реализации программы - повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в области организации образовательной деятельности по проекту «Предшкола: стандарт детского сада» во взаимодействии с начальной школой 1.2. Планируемые результаты обучения: Трудовая функция Трудовое действие Знать Педагогическая Осуществление профессиональной деятельность по деятельности в соответствии с реализации требованиями федеральных образовательных государственных образовательных программ дошкольного стандартов дошкольного, образования начального общего, основного общего, среднего общего Уметь Использовать содержательный аспект проекта "Предшкола: Региональный проект "Предшкола: стандарт детского сада", как средство раскрытия учебных навыков и формы и методы ранней профориентации Организовывать картинную галерею, как возможностей детей 6-7 лет пространство возможностей для Особенности ранней образования стандарт детского сада" Применять развития детей Применять профориентация в старшем современные образовательные дошкольном возрасте технологии при организации Особенности организации взаимодействия дошкольников и пространства возможностей школьников Организовывать для всестороннего развития воспитание школьников и ребенка дошкольного и младшего школьного возраста Современные технологии обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста Организацию совместной дошкольников через участие в совместных экологических мероприятиях Приобщать дошкольников и младших школьников к праздничным традициям народов России деятельности школьников и дошкольников с использованием социоигровой технологии Особенности реализации задач программы воспитания через формирование экологической культуры дошкольников и младших школьников Формы и методы приобщения дошкольников и младших школьников к праздничным традициям народа России 1.3. Категория слушателей: воспитатели (включая старшего) образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования. 1.4. Форма обучения - Очно-заочная 1.5. Срок освоения программы: 72 ч. Раздел 2. Содержание программы № п/п Наименование Всего Виды учебных занятий, учебных Самостоятельная работ работа, час разделов(модулей)и тем часов Лекция, час Формы контроля Интерактивное (практическое) занятие, час 1. Входной контроль 1 0 0 1 тест 2. Региональный проект "Предшкола: стандарт детского сада", как средство раскрытия учебных навыков 70 25 39 6 10 4 6 10 3 4 10 4 6 10 3 4 10 4 6 10 4 6 10 3 7 1 0 0 1 25 39 8 и возможностей детей 6-7 лет 2.1. "Предшкола: стандарт детского сада" содержательный аспект 2.2. Профориентация в ст. дошкольном возрасте -5 3 кейс 3 кейс шагов от игры к профессии 2.3. Картинная галерея в детском саду - пространство возможностей для всестороннего развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста 2.4. Современные технологии обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста 2.5. Организацию совместной деятельности школьников и дошкольников с использованием социоигровой технологии. Детский клуб «Школьники дошкольникам: вместе играем и познаём» 2.6. Реализация задач программы воспитания через формирование экологической культуры дошкольников и младших школьников в рамках образовательного комплекса 2.7. Приобщение дошкольников и младших школьников к праздничным традициям народа России. 5. Выходной контроль 4. Итоговая аттестация Итого 72 тест 2.2. Рабочая программа 1. Входной контроль (самостоятельная работа - 1 ч.) Самостоятельная работа-Тест 2. Региональный проект "Предшкола: стандарт детского сада", как средство раскрытия учебных навыков и возможностей детей 6-7 лет, (лекция - 25 ч. практическое занятие 39 ч., самостоятельная работа - 8 ч.) 2.1. "Предшкола: стандарт детского сада" - содержательный аспект (лекция 4 ч., практическая работа - 6 ч.) Лекция - Ключевые понятия: непрерывность и преемственность уровней образования; модели преемственности детского сада и школы; особенности и возможности реализации проекта «Предшкола: стандарт детского сада». Приоритетные задачи образовательной политики РФ. Преемственность в дошкольном и начальном образовании: два аспекта. Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования. Практическая работа - Какие вопросы в рамках преемственности актуальны для уровней образования и каждой категории участников образовательного процесса? Составьте эссе. Приведите аргументы каждой из сторон. 2.2. Профориентация в старшем дошкольном возрасте - 5 шагов от игры к профессии (лекция - 3 ч., практическая работа - 4 ч., кейс - 3 ч.) Лекция (3 ч.) - Допрофессиональное самоопределение и ранняя профориентация дошкольников. Задачи профориентационной работы с детьми дошкольного возраста. Пути реализации задач профориентационной работы с детьми дошкольного возраста. Педагогические технологии профориентационной работы с дошкольниками. Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о труде взрослых. Определение результатов работы по вопросу ранней профориентации. Практическая работа (4 ч.) - Составление картотеки дидактических и подвижных игр о профессиях людей для детей старшего дошкольного возраста. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения. Самостоятельная работа (кейс - 3ч.) 2.3. Картинная галерея в детском саду - пространство возможностей для всестороннего развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста (лекция - 4 ч. Практическая работа - 6 ч.) Лекция (4ч.)- формы организации образовательного пространства, способствующие приобщению дошкольников к национальному и мировому художественному наследию. Анализ программ дошкольного образования, в части ознакомления детей с живописью и приобщению к искусству. Анализ современной развивающей предметно-пространственной среды ДОО по ознакомлению детей с живописью. Практическая работа (6ч.) - Разработка методических рекомендаций по организации картинной галереи в детском саду. Разработка конспекта занятия с детьми и родителями по приобщению детей к искусству. 2.4. Современные технологии обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста (лекция - 3 ч. практическое занятие - 4 ч., кейс - 3 ч.) Лекция(3ч.) - Новые социальные требования к системе дошкольного и школьного образования в свете концепции модернизации российского образования. Проблемы преемственности и непрерывности образования. Признаки дифференцированного учебно-воспитательного процесса. Педагогические технологии в дошкольном и младшем школьном возрасте: сходства и различия. Игровые технологии, технологии проблемного обучения, проектные технологии, информационнокоммуникативные технологии, технология критического мышления. Практическая работа (4ч.) педагогических технологий. - Составление конспекта занятия с использованием одной из дошкольников с Самостоятельная работа - кейс (3 ч.) 2.5. Организацию совместной деятельности школьников и использованием социоигровой технологии. Детский клуб «Школьники дошкольникам: вместе играем и познаём» (лекция - 4 ч., практическая работа - 6 ч.) Лекция- Организация проектной деятельности дошкольников и младших школьников в разновозрастных коллективах на основе социоигровой технологии. Влияние социоигровой деятельности дошкольников на развитие их творческого потенциала, коммуникативных компетенций, приобретению социальных знаний, социокультурной адаптации. Структура и содержание работы применению социоигровой технологии. Практическая работа (4 ч.)- Составление сценария мероприятия для школьников и дошкольников с использованием социоигровой технологии. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения. 2.6. Реализация задач программы воспитания через формирование экологической культуры дошкольников и младших школьников в рамках образовательного комплекса (лекция - 4 ч. Практическая работа - 6 ч.) Лекция (4 ч.)- Экологическое образование как основа преемственности детского сада и школы в образовательных комплексах. Первооснова экологического мышления. Содержание экологического обучения дошкольников и младших школьников с учетом региональных проблем. Воспитание нравственного отношения к природе. Практическая работа (6 ч.) - Создать перспективный план взаимодействия дошкольников и младших школьников на учебный год в рамках реализации экологического проекта. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения. Самостоятельная работа-Кейс 2ч. 2.7. Приобщение дошкольников и младших школьников к праздничным традициям народа России. (лекция - 3 ч. практическая работа - 7 ч.) Лекция - 3 ч. Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям. Воспитание на народных традициях. Подбор музыкально - фольклорного материала, декораций и костюмов. Формирование детско-взрослой нравственной общности. Народные обрядовые праздники. Планирование совместной досуговой деятельности на основе традиций русского народа. Практическая работа- 7 ч. Самостоятельная работа-Кейс 2ч. 3. Выходной контроль (самостоятельная работа - 1 ч.) Самостоятельная работа-Тест 4. Итоговая аттестация Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы Входной контроль Форма: тестирование Описание, требования к выполнению: дается 30 вопросов. Критерии оценивания: оценивание по количеству правильных ответов Примеры заданий: Вопрос 1. Совокупность внешних объектов, факторов и условий, находящихся в определенных взаимоотношениях и непосредственно включенных в контекст развития ребенка- это: Выберите один ответ: A) предметно-пространственная среда; Б) образовательная среда; B) культурная среда. Вопрос 2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» принят в: Выберите один ответ: A) 1992 году; Б) 2012 году; B) 2013 году; Г) 2014 году. Вопрос 3. Современные подходы к воспитанию основ экологической культуры: Выберите один ответ: A) формирование системы экологических знаний Б) воспитание любви к природе B) формирование трудовых умений Г) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе Количество попыток: 2 Выходной контроль Форма: тестирование Описание, требования к выполнению: надо ответить на 30 вопросов Критерии оценивания: тест считается пройденным при результате 60% и выше Примеры заданий: Вопрос 1. Выберите наиболее полный ответ: А) обучение - это процесс передачи знаний, умений, навыков; Б) обучение - это процесс взаимодействия педагога с детьми с целью приобретения знаний, умений, навыков, способов познания; В) обучение - это способ приобретения познавательной информации. Вопрос 2. На что следует обратить внимание при организации процесса нравственного воспитания дошкольников: A) на план работы педагога-психолога; Б) на отношение детей к наказаниям; B) на взаимоотношения детей в коллективе сверстников; Г) на капризы ребенка; Д) на заботу родителей о ребенке Вопрос 3. Дайте определение понятию «образование»: A) результат обучения; Б) цель воспитания; B) процесс и результат обучения; Г) результат воспитания; Д) учение. Количество попыток: 2 Текущий контроль Раздел программы: Профориентация в ст. дошкольном возрасте -5 шагов от игры к профессии. Форма: Кейс Описание, требования к выполнению: Обоснуйте, нужна ли ранняя профориентация в дошкольном возрасте и почему. Критерии оценивания: предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3 балла информация собрана и проанализирована, сделаны аргументированные выводы; 2 балла информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в целом верные; 1 балл - информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы неверные или отсутствуют; 0 баллов - ответ отсутствует. Количество попыток: 1 Промежуточный контроль Раздел программы: Современные технологии обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста Форма: кейс Описание, требования к выполнению: Создание сравнительной таблицы «Педагогические технологии в дошкольном и младшем школьном возрасте: сходство и различие». По итогам составьте методические рекомендации. Критерии оценивания: предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3 балла - информация собрана и проанализирована, сделаны аргументированные выводы; 2 балла информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в целом верные; 1 балл - информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы неверные или отсутствуют; 0 баллов - ответ отсутствует. Примеры заданий: Изучите основной материал в учебной литературе, определите создание условий для создания эффективной образовательной среды в своей группе и заполните таблицу «Педагогические технологии в дошкольном и младшем школьном возрасте: сходство и различие». По итогам составьте методические рекомендации. Педагогические технологии Дошкольный возраст Младший школьный возраст Методические рекомендации Итоговая аттестация Итоговая аттестация осуществляется по совокупности результатов всех видов контроля, предусмотренных программой. Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы 4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы Литература 1. Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду. Организация проектирования, конспекты проектов. Волгоград, издательство «Учитель», 2017 г. - 135с. 2. Иваничкина Т.А., Никитина И.А., Ускова О.Ю., Рыбина М.И. Проекты в ДОО. Экологический образовательный проект "Солнечный круг" для детей 5-7 лет. Волгоград, издательство «Учитель», 2018 г. - 69с. 3. Кудрявцева Е.А., Рыбачева М.В. Проекты для детей. Мир профессий глазами ребенка. Волгоград, издательство «Учитель», 2019 г. - 83с. 4. Михайлова-Свирская Л.В. Лаборатория грамотности. Учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования. Издательство «Национальное образование», 2019 г. - 72 с. 5. Организация профориентационной работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Ребенок в мире профессий. Методические рекомендации. Томск: ООО «Вайар», 2022 г. - 89с. Электронные обучающие материалы • Медиапрезентация Федеральная образовательная программа ДО 2023 • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» • ФГОС ДО в ред. от 2022г. Интернет-ресурсы • Интернет-портал Дошколенок https://dohcolonoc.ru/proekt.html • Образовательный Портал 2011 https://portal2011.com/category/vospitatelyam/metodicheskierazrabotki/proektnaya- deyatelnost/ • Портал для детей, родителей и педагогов «О детстве». Раздел «Детский проект» https://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/ • Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm • Портал Учи.ру https://uchi.ru/ • Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ • Цифровой образовательный ресурс для школ ЯКЛАСС https://www.yaklass.ru/ 4.2. Материально-технические условия реализации программы Технические средства обучения Обучение проводится на сайте МОУ ДПО УМЦ г.о. Серпухов http://serpumc.msk.ru/moodle/