Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Учебно-методический центр»
Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Разработчик(и) программы:
Чернышёва А.А.., Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования «Учебно-методический
центр», нет
Серпухов, 2024
Раздел 1. Характеристика программы
1.1. Цель реализации программы – совершенствование компетенции слушателей в
области формирования гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
воспитания осознанного и уважительного отношения к вере у детей дошкольного
возраста.
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая
функция
Педагогическая
деятельность
по
реализации
образовательных
программ
дошкольного
образования
Трудовое действие
Осуществление
профессиональной
деятельности в
соответствии с
требованиями
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
дошкольного,
начального общего,
основного общего,
среднего общего
образования.
Знать
Уметь
Основные положения
актуальных
нормативных документов
федерального уровня,
отражающих политику РФ по
патриотическому и духовнонравственному воспитанию
подрастающего поколения.
Основные направления
работы по историческому
просвещению дошкольников.
Особенности формирования
духовно – нравственной
основы личности ребенка;
традиционные и
инновационные формы
приобщения к ценностям
отечественной духовнонравственной традиции.
Средства воспитания
духовности, нравственности,
патриотизма у детей
дошкольного возраста.
Особенности организации
взаимодействия
образовательной
организации с семьей по
вопросам духовнонравственного воспитания
детей.
Определять цели и задачи,
формы, методы и средства
духовно-нравственного
развития детей дошкольного
возраста.
Проектировать и реализовывать
процесс духовно-нравственного
развития дошкольников на
основе использования
дидактической сказки.
Осуществлять образовательную
деятельность с дошкольниками
по технологии эффективной
социализации и волонтерству.
Способствовать приобщению
дошкольников к фольклору и
народному творчеству.
Применять
принципы построения
образовательного процесса при
знакомстве детей с
героическими личностями.
Применять на праздниках
православной тематики формы
организации активного
восприятия.
Использовать разнообразные
формы работы с семьей по
духовно-нравственному
развитию детей.
Категория
слушателей:
воспитатели
(включая
старшего),
педагоги-специалисты
образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.
1.3.
1.4.
1.5.
Форма обучения: очно-заочная
Срок освоения программы: 72 часа
Раздел 2. Содержание программы
№
Наименование
Всего
п/п разделов(модулей) и
часов
тем
1.
Входной контроль
2.
Ориентиры
государственной политики
Виды учебных занятий,
учебных работ
Самостоя
Формы
контроля
тельная
работа, час
Лекция, час
Интерактивное
(практическое)
занятие, час
1
0
0
1
10
10
0
0
тест
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
РФ по сохранению и
укреплению традиционных
российских духовнонравственных ценностей.
Особенности
формирования духовно –
нравственной основы
личности ребенка
10
4
6
0
Традиционные и
инновационные формы
приобщения к ценностям
отечественной духовнонравственной традиции.
10
3
4
3
4.1Проектирование и реализация
процесса духовнонравственного развития детей
дошкольного возраста на
основе использования
дидактической сказки
4.2Волонтерство как средство
духовно-нравственного
воспитания детей и взрослых
5
1
4
0
5
2
0
3
Приобщение к фольклору
дошкольников как
средство воспитания
духовности,
нравственности,
патриотизма
Использование образов
героических личностей в
контексте духовнонравственного воспитания
старших дошкольников
Православная
праздничная культура для
детей дошкольного
возраста
10
4
6
0
10
4
6
0
10
4
6
0
Организация
взаимодействия
образовательной
организации с семьей для
повышения
эффективности духовнонравственного воспитания
Выходной контроль
10
3
4
3
кейс
1
0
0
1
тест
72
32
32
8
кейс
Итоговая аттестация
Итого
2.2. Рабочая программа
Входной контроль (самостоятельная работа - 1 ч.)
Самостоятельная работа – Тест
2. Актуальные нормативные документы федерального уровня, отражающих политику
РФ по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего
поколения (лекция – 10 ч.)
Лекция – Ориентиры государственной политики РФ по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей. Основные направления работы по историческому
просвещению дошкольников. Федеральная рабочая программа воспитания – основа для
разработки рабочей программы воспитания дошкольной организации. Актуальные нормативные
1.
документы федерального уровня, отражающих политику РФ по патриотическому и духовнонравственному воспитанию подрастающего поколения: Стратегия развития воспитания в РФ на
период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р).
Федеральный закон от 30.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Указ
Президента РФ от 09.11.2022г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Указ
Президента РФ от 07.05.2024г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации
на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Указ Президента РФ от 08.05.2024г. №
314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области
исторического просвещения».
3. Особенности формирования духовно – нравственной основы личности ребенка
(лекция - 4 ч. практическое занятие - 6 ч.)
Лекция – Проблема духовно-нравственного развития детей в дошкольном возрасте. Процесс
нравственного становления личности ребенка. Взаимосвязь нравственности и духовности –
основная особенность структуры духовно-нравственной сферы личности. Цель и задачи духовнонравственного развития детей дошкольного возраста. Педагогические условия интеграции
формирования когнитивных, эмоционально-мотивационных и поведенческих компонентов
духовно- нравственной сферы. Формы и методы духовно-нравственного развития детей
дошкольного возраста.
Практическая работа - Изучение основных средств духовно-нравственного развития детей
дошкольного возраста. Дать развернутую характеристику одного из них.
Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения.
4. Традиционные и инновационные формы приобщения к ценностям отечественной
духовно-нравственной традиции. (лекция - 3 ч. практическое занятие - 4 ч. самостоятельная
работа - 3 ч.)
Самостоятельная работа - Кейс.
4.1 Проектирование и реализация процесса духовно-нравственного развития детей
дошкольного возраста на основе использования дидактической сказки (лекция - 1 ч.
практическое занятие - 4 ч.)
Лекция - Негативные тенденции в духовно-нравственном развитии детей в современной жизни.
Авторская методика Н. Дергуновой «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста
посредством сказкотерапии». Подбор дидактических сказок с социально-нравственным
содержанием и реализуемые с их помощью образовательные задачи. Приемы и правила
драматизации сказки.
Практическая работа – Разработать тематический план работы по ознакомлению детей со
сказками и работе с ними. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения.
4.2 Волонтерство как средство духовно-нравственного воспитания детей и взрослых
(лекция - 2 ч. самостоятельная работа - 3 ч.)
Лекция - Технология эффективной социализации и волонтерство, как одна из новых
эффективных активных форм общения в детской среде. Актуальность, цели и задачи, этапы,
принципы и содержание волонтерского движения в дошкольном учреждении. Положительный
эффект волонтерства.
Самостоятельная работа – Проанализируйте этапы внедрения волонтерского движения в
дошкольной организации. Заполните таблицу «Этапы и содержание волонтерского движения с
детьми дошкольного возраста».
5. Приобщение к фольклору дошкольников как средство воспитания духовности,
нравственности, патриотизма (лекция - 4 ч. практическое занятие - 6 ч.)
Лекция – Фольклор как особый вид искусства. Фольклор - как художественная педагогика:
воспитание словом, музыкой, движением, творчеством. Народное творчество как средство
воспитания патриотических чувств дошкольника. Ознакомление дошкольников с народными
промыслами, с народной игрушкой - одно из эффективных средств патриотического воспитания
детей дошкольного возраста. Большие и малые литературные жанры фольклора. Сохранение
культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Практическая работа – Составьте конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с
применением фольклорного материала с целью воспитания духовности, нравственности,
патриотизма. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения.
6. Использование образов героических личностей в контексте духовно-нравственного
воспитания старших дошкольников (лекция - 4 ч. практическое занятие - 6 ч.).
Лекция – Использование исторического материала о героизме выдающихся личностей в
контексте духовно-нравственного воспитания старших дошкольников в соответствии с
возрастными особенностями. Принципы построения образовательного процесса при знакомстве
детей с героическими личностями. «Далекая история» - понятным языком для дошкольников.
Идея противостояния добра и зла и финальной победы добра. Образы исторических личностей
(воинов: Илья Муромец, Александр Невский, Александр Суворов, Георгий Жуков) и современных
героев (космонавтов, летчиков, пожарных, полицейских, педагогов, духовенства) – в контексте
духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Практическая работа – Составьте конспект занятия на тему: «Формирование нравственных
качеств и патриотических чувств старших дошкольников на примере деяний (выбрать
героическую личность). Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения.
7. Православная праздничная культура для детей дошкольного возраста (лекция - 4 ч.
практическое занятие - 6 ч.)
Лекция – Праздники православной тематики для детей дошкольного возраста. Развлекательная
и миссионерская функции православных праздников в ДОО. Формы организации и методы
построения праздников, которые призывали бы к активному восприятию. Алгоритм разработки
сценариев православных праздников и предварительная работа. Создание условий для
приобщения детей дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям посредством
проведения православных праздников.
Практическая работа – Составить тематический план с итоговыми мероприятиями – праздниками
православной тематики. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения.
8. Организация взаимодействия образовательной организации с семьей для повышения
эффективности духовно-нравственного воспитания (лекция - 3 ч. практическое занятие - 4
ч. самостоятельная работа - 3 ч.)
Самостоятельная работа - Кейс.
Лекция - Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовнонравственной сферы личности ребенка. Партнерские взаимоотношения с родителями по вопросу
духовно-нравственного воспитания детей. Формы работы с семьей по духовно-нравственному
развитию детей. Организация совместных мероприятий воспитанников, педагогов, родителей и
представителей духовенства.
Практическая работа – Создать проект по духовно-нравственному воспитанию с участием
родителей. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения.
Самостоятельная работа – Проанализируйте роль педагогов и родителей в формировании
духовно-нравственной сферы личности ребенка, в соответствии с целями и задачами духовнонравственного развития детей дошкольного возраста.
9. Выходной контроль (самостоятельная работа - 1 ч.)
Самостоятельная работа - Тест
10. Итоговая аттестация
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль
Форма: Тестирование
Описание, требования к выполнению: надо ответить на 30 вопросов
Критерии оценивания: оценивание по количеству правильных ответов
Примеры заданий:
Вопрос 1. В какой литературе духовное и нравственное воспитание рассматривались
параллельно:
Выберите один ответ:
a. в религиозной
b. в научной
c. в педагогической
Вопрос 2. Что связывает понятия «духовность» и «нравственность»:
Выберите один ответ:
a. ожидания
b. результаты
c. цели
Вопрос 3. Выберете основания для выделения направлений деятельности педагогов по духовнонравственному воспитанию:
Выберите один или несколько ответов:
a. система ценностей как основа целей воспитания
b. смена ведущего вида деятельности
c. наличие духовной составляющей.
Количество попыток: 2
Выходной контроль
Форма: Тестирование
Описание, требования к выполнению: надо ответить на 30 вопросов
Критерии оценивания:
тест считается пройденным при результате 60% и выше
Примеры заданий:
Вопрос 1. Что в настоящее время является главной проблемой духовно-нравственного
воспитания личности:
Выберите один ответ:
a. принятие обучающимися духовно-нравственных ценностей
b. выбор религии
c. присутствие атеизма в семьях обучающихся.
Вопрос 2. Какое направление НЕ относится к духовно-нравственному воспитанию личности:
Выберите один ответ:
a.
b.
c.
d.
e.
гуманистическое
этнопедагогическое
философское
историко - культурологическое
религиозное
Вопрос 3. Что считается главным путем духовного восхождения:
Выберите один ответ:
a. совершенствование
b. раскаяние
c. благодеяние
Количество попыток: 2
Текущий контроль
Раздел программы: Традиционные и инновационные формы приобщения к ценностям
отечественной духовно-нравственной традиции.
Форма: Кейс
Описание, требования к выполнению:
Проанализируйте этапы внедрения волонтерского движения в дошкольной организации.
Заполните таблицу «Этапы и содержание волонтерского движения с детьми дошкольного
возраста».
Критерии оценивания:
предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3 балла
- информация собрана и проанализирована, сделаны аргументированные выводы; 2 балла информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в целом
верные; 1 балл - информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы неверные или
отсутствуют; 0 баллов - ответ отсутствует.
Примеры заданий:
1. Проанализируйте этапы внедрения волонтерского движения в дошкольной организации.
2. Заполните таблицу «Этапы и содержание волонтерского движения с детьми дошкольного
возраста».
Этапы
волонтёрского движения
Содержание
волонтёрского движения
Положительный эффект
Изучение методов и приемов
организации
Социально-психологическая
подготовка волонтёров
Формирование волонтёрского
движения
Путешествие в мир добрых дел и
поступков
Развитие волонтёрского движения,
проведение акций и мероприятий
Количество попыток: 1
Промежуточный контроль
Раздел программы: Организация взаимодействия образовательной организации с семьей для
повышения эффективности духовно-нравственного воспитания.
Форма: кейс
Описание, требования к выполнению:
Проанализируйте роль педагогов и родителей в формировании духовно-нравственной сферы
личности ребенка, в соответствии с целями и задачами духовно-нравственного развития детей
дошкольного возраста.
Критерии оценивания:
предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3
балла - информация собрана и проанализирована, сделаны аргументированные выводы; 2 балла
- информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в целом
верные; 1 балл - информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы неверные или
отсутствуют; 0 баллов - ответ отсутствует.
Пример задания:
1. Проанализируйте роль педагогов и родителей в формировании духовно-нравственной сферы
личности ребенка, в соответствии с целями и задачами духовно-нравственного развития
детей дошкольного возраста.
2. Результаты запишите в таблицу «Роль взрослых в формировании духовно-нравственной
сферы личности ребенка».
Направления
духовно- нравственного
развития
Цель
Задачи
Педагоги
Родители
Формирование и
систематизация
нравственных
представлений
Развитие нравственных
чувств, эмоций, свойств
Формирование и
обогащение практики
Развитие основ
нравственного
самосознания
Количество попыток: 1
Итоговая аттестация
Итоговая аттестация осуществляется по совокупности результатов всех видов контроля,
предусмотренных программой.
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
Конституция РФ
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ред. от 07.10.2022)
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
996-р)
Литература
1. Учебно-методическое пособие Духовно-нравственное воспитание дошкольников. В.В.
Бацкалева,
И.В.
Забегайлова.
Издательство:
Православный
Свято-Тихоновский
гуманитарный университет, 2023. – 192 с.
2. Артемова Е.И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников //Дошкольная педагогика. –
2012. - №7
3. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2012.
4. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В.
А. Тишков. Рос. акад. образования. — Москва.: Просвещение, 2009
5. Малова В.В. Занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале
русских народных былин. В.В. Малова_ Издательство: Владос, 2019.- 104 с.
6. Малова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на
материале русской народной культуры. В.В. Малова _ Издательство: Владос, 2010.- 390 с.
Электронные обучающие материалы
Духовно-нравственное образование - https://vospitaniecheloveka.ru/
Статьи о православном воспитании детей – Азбука православия
Интернет-ресурсы
О православии - https://pravoslavie.ru
Народные сказки http://lukoshko.net
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Обучение проводится на сайте МОУ ДПО УМЦ г.о. Серпухов http://serpumc.msk.ru/moodle/