НАСТАВНИЧЕСТВО
27.09.2024
Проектная лаборатория молодых специалистов и их наставников
«Формула успеха»
Наставничество – один из ключевых приоритетов федеральной, региональной и муниципальной образовательной и кадровой политики. Наставничество позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи, среди которых учебные пособия, урочная система, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение и другие, что критически важно в современном мире.
Наставничество понимается как универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимно обогащающее общение наставника и наставляемого, основанное на доверии и партнёрстве.
Наставник – участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений. Наставник обладает опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставляемый – участник персонализированной программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается прогнозируемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения. Наставляемый является активным субъектом собственного непрерывного личностного и профессионального роста. Он формулирует образовательный заказ системе повышения квалификации и институту наставничества на основе осмысления собственных образовательных запросов, профессиональных затруднений и желаемого образа самого себя как профессионала (молодой педагог, только пришедший в профессию; опытный педагог, испытывающий потребность в освоении новой технологии или приобретении новых навыков, новый педагог в коллективе навыков; новый педагог в коллективе; педагог, имеющий педагог, имеющий непедагогическое профильное образование.
Приоритетной деятельностью Умной методической службы является наставническая деятельность по работе с молодыми специалистами.
Целью наставничества является создание системы условий для обеспечения непрерывного профессионального роста и профессионального самоопределения, самореализации и закрепления в профессии начинающих педагогов.
Задачи наставничества:
- создать правовые, организационные, методические, управленческие и информационно-технические условия внедрения и реализации целевой модели наставничества;
- обеспечить экспертную, методическую, консультативную поддержку работников образовательных организаций, а также проектирование
и реализацию индивидуальных планов развития молодых специалистов, персонализированных программ наставничества; - оказать поддержку в распространении эффективных практик организации наставничества, направленных на преодоление профессиональных трудностей, адаптацию работников системы образования к условиям осуществления деятельности в соответствии с ценностями образования Подмосковья на уровне конкретной образовательной организации;
- сформировать опыт реализации нетрадиционных видов наставничества педагогических работников (реверсивное, групповое, ситуационное);
- сформировать реестр лучших практик организации наставнической деятельности.
Стандарт деятельности
В соответствии со стандартом деятельности, специалисты Умной методической службы:
- утверждают до 15 сентября каждого года дорожную карту или план мероприятий на учебный год, которые разработаны с учетом Положения о системе наставничества педагогических работников муниципалитета и включают, в том числе, региональные мероприятия Проектной лаборатории молодых специалистов и их наставников «Формула успеха»;
- осуществляют мониторинг эффективности реализации системы наставничества в образовательных организациях на основе анализа размещенных на их сайтах положений, приказов, дорожных карт/планов мероприятий;
- формируют базу педагогов-наставников муниципалитета;
- координируют закрепление за молодыми специалистами педагогов-наставников, разработку персонифицированных программ наставничества;
- информируют региональных методистов о соответствующих программах дополнительного профессионального образования из числа программ федерального реестра программ ДПО для повышения квалификации;
- организуют в течение года сетевое взаимодействие образовательных организаций и других субъектов в рамках единого пространства наставничества и продвижения опыта, публикуют материалы на официальном сайте организации, информируют о предстоящих региональных и муниципальных мероприятиях;
- организуют консультирование и первичную экспертизу заявок ОО на получение статуса региональной стажировочной площадки по направлению «Реализация вариативных моделей наставничества педагогических работников» – ежегодно до 20 июня;
- посещают ежеквартально мероприятия региональных стажировочных площадок по направлению «Реализация вариативных моделей наставничества педагогических работников» с целью координации и мониторинга реализации программы проекта;
- готовят итоговый аналитический отчет до 20 июня каждого года;
- осуществляют в течение года методическую помощь по разработке, реализации, корректировке персонализированных программ наставничества, индивидуальных образовательных маршрутов;
- участвуют в федеральном мониторинге нормативных документов по внедрению системы наставничества – ежегодно в ноябре.