ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Учебно-методический центр»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Разработчик(и) программы:
Орлова Т.Э., Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования «Учебно-методический центр»,
Крылова Н.А., старший воспитатель МБОУ СОШ № 19 имени Романа Катасонова,

г. о. Серпухов, 2024

Раздел 1. Характеристика программы
1.1.

Цель реализации программы – повышение профессионального уровня в рамках
имеющейся квалификации в области использования современных педагогических
систем и технологий обучения и развития дошкольников и умений реализовывать
их.

1.2.

Планируемые результаты обучения:

Трудовая
функция
Педагогическая
деятельность по
реализации
образовательных
программ
дошкольного
образования

Трудовое действие
Осуществление
профессиональной
деятельности в
соответствии с
требованиями
федеральных
государственных
образовательных
стандартов дошкольного,
начального общего,
основного общего,
среднего общего
образования

Знать

Уметь

Современные аспекты
развития дошкольного
образования. Понятие
и сущность
технологизации
образовательного
процесса
дошкольников.
Образовательные
технологии ДОУ как
механизм
функционирования
педагогической
системы.

- выбирать и
реализовывать пути
совершенствования
своего педагогического
мастерства,
самообразования;
- методически грамотно
структурировать занятие с
использованием
современных
образовательных
технологий;
Владеть:
- современными
образовательными
технологиями; приемами
различных технологий;
- навыками
моделирования и
конструирования
педагогической
деятельности;
- накоплением
профессионального
педагогического опыта.

1.3. Категория слушателей:
воспитатели (включая старшего) образовательных организаций, реализующих программы
дошкольного образования.
1.4. Форма обучения - Очно-заочная
1.5. Срок освоения программы: 72 ч.
1.6. Раздел 2. Содержание программы
№
Наименование
Всего
Виды учебных занятий,
Самостоятельная Формы
п/ разделов(модулей) часов
учебных работ
работа, час
контроля
п
и тем
Лекци
Интерактивное
(практическое)
я, час
занятие, час
1.

Входной контроль

1

0

0

1

тест

2.

Технология
инженерного
мышления

8

4

3

1

тест

3.

4.

Технология
педагогического
общения
Технология
развивающего
обучения. ТРИЗ

8

6

1

1

тест

12

8

3

1

тест

5.

Педагогические
5
технологии
организации
развивающей среды
и деятельности
ребенка.

4

0

1

кейс

6.

Квиз-технология,
как средство
интеллектуального
развития
дошкольников

4

2

1

1

тест

7

Технологии
проектной
деятельности.

6

4

1

1

проект

6

4

1

1

кейс

4

1

1

3

4

1

12

Здоровьесберегающ 6
ие технологии.
Педагогические
8
технологии в
работе с детьми с
особыми
образовательными
потребностями
и
родителями
воспитанников.
Технология
6
коллективной
творческой
деятельности
Выходной контроль 1

13

Итоговая аттестация 1

8.
Игровые технологии.

9.
10

11

Итого

72

2

4

0

0

40

20

тест

0

1

тест

1

тест

12

Раздел 3. Рабочая программа
1. Входной контроль
(самостоятельная работа - 1 ч. Тест)
2. Технология инженерного мышления (лекция – 4 ч. практическое занятие - 3 ч.)
2.1. ПиктоМир.
Азы
программирования
и
основы
алгоритмизации
для
дошкольников. (лекция 3 ч., практическое занятие – 1,5 ч. )

Инженерное мышление - вид познавательной деятельности, направленной на исследование,
создание
и
эксплуатацию
новой
высокопроизводительной
и
надежной
техники.
Конструирование и программирование особенно актуальны в условиях внедрения
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, так
как это позволяет педагогу объединять игру детей с познавательно-экспериментальной и
конструкторской деятельностью; помогает формировать познавательные действия с помощью
программирования, закрепляет становление сознания; развивает воображение и творческую
активность ребенка; формирует умение работать в коллективе сверстников. ПиктоМир – это
свободно распространяемая учебная бестекстовая программная среда, позволяющая
осваивать навыки программирования средствами пиктограмм (знаков, символов), заменяющих
текстовые команды. Учебная программная среда ПиктоМир. Азбука алгоритмики.
2.2. Интеграция технологий и формирования основ программирования. Миниробот «Bee-Bot» (лекция - 1ч., практическая работа – 1,5ч.)
Основные виды программирования: по образцу, по модели, по условиям, по простейшим
чертежам и наглядным схемам, по замыслу, по теме. Алгоритм организации совместной
деятельности. Установление взаимосвязей. Программирование. Рефлексия и развитие.
Организация предметно-развивающей среды. Практический этап.
3. Технология педагогического общения (лекция – 6 ч., практическое занятие – 1 ч.,
самостоятельная работ – 1 ч.)
3.1. Стратегические цели, способы, приёмы общения
Технология педагогического общения представляет собой алгоритм рефлексивного взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на формирование определённых знаний
воспитанников,
а также на развитие у них процессуальных
(интеллектуальных,
мыслительных, нравственных, коммуникативных и др.) качеств. Технология может
осуществляться по-разному – в зависимости от стратегических целей.
3.2. Особенности педагогического и психологического общения
Стиль педагогического
общения. Классификации
стилей педагогического
общения.
Особенности психологического общения проявляются в приёмах.
3.3. Учебно-речевая ситуация как форма жанровой дифференциации речи.
Выделяются беседа и дискуссия (как разновидности устного диалога), доклад и лекция (как
разновидности устного монолога). Практический этап.
4. Технология развивающего обучения. ТРИЗ (лекция – 8 ч., практическое занятие –
3 ч., самостоятельная работ – 1 ч.)
Понятие ТРИЗ. История возникновения ТРИЗ. Региональные школы ТРИЗ. ТРИЗ, как наука о
сильном поисковом мышлении, связь ТРИЗ с креативным мышлением. Спектр применения
ТРИЗ в современном мире. Особенности организации занятий с использованием ТРИЗ с детьми
дошкольного возраста.
Методы и приёмы ТРИЗ, их применение в работе с детьми
дошкольного возраста.
Примеры подбора задач на противоречие. Тренинг в решении
задач на противоречие с использованием приёмов ТРИЗ, их включение в занятия с детьми
дошкольного возраста. Развитие творческого воображения (РТВ) как составляющая ТРИЗ.
Приемы работы со сказкой с использованием ТРИЗ в применении к детям дошкольного
возраста. Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности с
детьми дошкольного возраста. Практический этап.
5. Педагогические технологии организации развивающей среды и деятельности
ребенка (лекция - 4 ч. практическое занятие - 1 ч.)
Предметно-развивающая среда - это организованное жизненное пространство, способное
обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности
актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.
Данная
группа
технологий
включает:
технологии
личностно-ориентированного
взаимодействия педагога с детьми; технологии проектной деятельности; технологии
исследовательской деятельности и др.
Информационно-коммуникационные технологии. Мир, в котором развивается современный
ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это
предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену
непрерывного образования: образования с использованием современных информационных
технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.). Технология портфолио

дошкольника. Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах
деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные
моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
6. Квиз-технология, как средство интеллектуального развития дошкольников
(лекция – 2 ч., практическое занятие – 1 ч., самостоятельная работ – 1 ч.)
Опыт проведения квиз-игр на занятиях и во внеурочной деятельности. подготовка учебного
или внеклассного занятия в форме квиз-игры является довольно затратным по времени,
требует тщательной проработки каждого задания, высокого уровня владения информационнокоммуникационными технологиями. Использование квиз-игр на занятиях и во внеурочной
деятельности. Практический этап.
7. Технологии проектной деятельности (лекция – 4 ч., практическое занятие – 1 ч.,
самостоятельная работ – 1 ч.)
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в
процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению
намеченных целей. Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная
творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта
лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных
направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Методы и типы
проектов. Типы проектов. Последовательность работы педагога над проектом. Этапы
применения технологии. Механизм проектирования. Практический этап.
8. Игровые технологии (лекция – 4 ч., практическое занятие – 1 ч., самостоятельная
работ – 1 ч.)
Современные игровые технологии, которые внедряются в систему дошкольного образования,
в соответствии с новыми требованиями и изменениями условий существования в обществе.
Ведущим видом деятельности является игра, точнее комплекс игровых упражнений, которые
тесно переплетаются в зависимости от темы. Такие комплексы упражнений называются
игровыми технологиями. Что такое игровая технология? Как и любая технология, игровая
технология, представляет собой процесс обучения, при котором происходит качественное
изменение в развитии обучаемого. Применение игровых технологий в воспитательном и
образовательном процессе ДОО. Практический этап.
9. Здоровьесберегающие технологии (лекция – 4 ч., практическое занятие – 1 ч.,
самостоятельная работ – 1 ч.)
Здоровьесберегающие технологии — комплекс инструментов и методов по охране и
стимулированию здоровья детей. Основные направления. Виды технологий. Образовательные
технологии в здоровьесбережении. Методы и формы внедрения здоровьесберегающих
технологий в ДОО. Игры по здоровьесберегающим технологиям. Практическая часть
10. Педагогические технологии в работе с детьми с особыми образовательными
потребностями и родителями воспитанников.
10.1Адаптация и социализация детей – мигрантов в условиях ДОУ (лекция – 1 час.,
практическая работа – 2 ч.)
Дети, резко изменившие среду проживания и языковую среду, испытывают трудности в
общении со сверстниками и педагогами, трудности в обучении, сложности в социально психологической адаптации к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям, новым
ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе. Целенаправленная системная
работа с детьми – мигрантами заключается в:
- адаптации к условиям поликультурного пространства ДОУ;
-развитии коммуникативных навыков и формировании чувствительности к сверстнику, его
эмоциональному состоянию, намерениям и желаниям;
-коррекции деструктивных эмоциональных состояний (тревога, неуверенность, агрессия и
т.п.);
-создание атмосферы доброжелательности, заботы и уважения по отношению к ребёнку.
Практикум «Коррекционные игры и упражнения для успешной социализации детей –
мигрантов в ДОУ»
10.2. Детская агрессивность (лекция - 1 ч., практическое занятие – 2ч.)
Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей
дошкольного возраста. Факторы влияющие на формирование агрессивного поведения, формы

агрессии: вербальная и физическая. Методы и приемы работы педагогов с агрессивными
детьми.
Практикум «Приемы снижения агрессивных проявлений в условиях группового
пространства, игры на снятие агрессии»
10.3. Основные ошибки в работе педагогов с родителями (лекция - 1ч., мастер – класс –
50 мин.)
Причины трудностей в работе с семьями воспитанников. Проблемные ситуации во
взаимоотношениях с родителями. Основные задачи и принципы взаимодействия педагогов с
родителями. Основные правила педагогической этики в работе с разными категориями
родителей.
Мастер – класс « Нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников»
11. Технология коллективной творческой деятельности (лекция – 2ч., практическое
занятие – 4 ч.)
Понятие “Коллективное творческое дело” (КТД). Методика организации и проведения КТД.
Организационные моменты КТД. Виды коллективно - творческих дел.
Творческое дело «Агамограф – бумажная поделка».
Агамограф - удивительное изобретение и представляет собой две картинки в одной и в
зависимости от того под каким углом вы смотрите, вы видите ту или иную картинку. В основе
таких меняющихся картинок лежит особенный способ раскрашивания и складывания бумаги
гармошкой.
История возникновения агамографа: «Придумал его Яков Агам - художник из Израиля и то
было настолько впечатляюще, что изобретение назвали в его честь. Более того, за это
новшество Яков Агам получил медаль Яна Амоса Коменского - великого чешского педагога, в
качестве награды от ЮНЕСКО за визуальное образование детей». Практический этап.
Творческое дело «Использование нетрадиционных техник с нитками в процессе
развития художественного творчества детей»
Основная задача по нетрадиционной работе с нитками – научить детей с удовольствием
мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками
симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий и если вначале неточным
движением руки он нередко повреждает свою работу, то в последствии, в процессе
систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся
гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.
При планировании форм и методов работы с детьми учитывается активная познавательная и
практическая деятельность детей, обеспечивающая развитие творческого воображения,
эстетических чувств, развития речи. Практический этап.
Творческое дело «Игры и игровые пособия из фетра»
Почему именно фетр? Во-первых, игры из этого материала можно использовать практически с
рождения, так как фетр нетоксичный и гипоаллергенный, - игрушки из него безопасны. Вовторых, из этого материала они получаются очень яркими, мягкими, приятными на ощупь. Из
фетра можно изготавливать любые сюжеты и картинки – нужны фантазия автора и его личное
желание создавать полезную красоту. Сшить из фетра можно всё, что угодно. Кроме того,
изделия могут носить различный уровень сложности игры – в зависимости от возраста
играющего и игровых вариантов готового изделия. К тому же эти игрушки лёгкие и
компактные.
12. Выходной контроль (самостоятельная работа - 1 ч.)
Самостоятельная работа-Тест
13. Итоговая аттестация
Раздел 4. Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль
Форма: тестирование Описание, требования к выполнению: дается 30 вопросов.
Критерии оценивания:
оценивание по количеству правильных ответов
Примеры заданий

1.

2.
3.

4.

5.

Целью
технологий является обеспечение ребенку возможности
сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по
здоровому образу жизни.
Цель данной технологии - развитие и обогащение социально-личностного опыта
посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие технологию
в воспитании и
обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней
жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть
во внутренний мир ребенка. Организовать совместную деятельность «педагогвоспитанник-родители».
Цель технологии
в детском саду - сформировать у
дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому
типу мышления.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от
мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования
к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования
с использованием
технологии.

технология ставит в центр всей системы дошкольного
образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном
учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации
имеющихся природных потенциалов.
7.
технология
реализует
принцип
демократизации
дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в
системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
8. Технология
(
),
которая
создана
ученымизобретателем Т.С. Альтшуллером. Воспитатель использует нетрадиционные формы
работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека.
9. Адаптированная к дошкольному возрасту
технология позволит воспитывать и
обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Целью использования данной
технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления,
как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности,
стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Правильные ответы:
1. Здоровьесберегающие технологии
2. Технологии проектной деятельности
3.
Технология исследовательской деятельности
4.
Информационно-коммуникационные технологии
5.
Личностно - ориентированная технология
6.
Технология «ТРИЗ»
Количество попыток: 2
6.

Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению: надо ответить на 29 вопросов
Критерии оценивания:
тест считается пройденным при результате 60% и выше
Примеры заданий:
Из приведённых вариантов ответов найдите правильное определение понятию
«педагогическая технология».
Система проектирования и практического применения адекватных данной технологии
педагогических закономерностей, принципов, целей, содержания, форм, методов и средств
обучения.
Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех
педагогических действий.
Комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы

организации деятельности для анализа проблем и управления решением проблем,
охватывающих все аспекты усвоения знаний.
Последовательная система действий педагога, связанная с решением педагогических задач,
как планомерное решение и воплощение на практике заранее спроектированного
педагогического процесса.
Кому впервые пришла идея «технологизации» обучения? Из приведённых
примеров выберите правильный.
К.Д. Ушинский.
А.С. Макаренко.
Я.А. Каменский.
И. Песталоцци.
Какое понятие вы отнесёте к педагогическому мастерству?
Совершенное владение педагогической техникой.
Совершенное знание своего предмета.
Совершенное владение педагогическими методами.
Все ответы верны.
Что означает термин «технология?
«технос» - прогресс.
«техне» - искусство, «логос» - учение.
«техникос» - высокая техника.
«технология» - образование.
Из предложенных вариантов ответов найдите определение педагогической
техники.
Комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно
применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия, как на
отдельных воспитанников, так и на коллектив в целом.
Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и
усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий,
ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.
Выработка эталонов для оценки результатов обучения и на этой основе концентрацию
усилий педагога и учащихся на целях, атмосферу открытости, объективности.
Разновидность методики, обеспечивающий гарантированный результат, структура, стоящая
над, под или рядом с методикой, использование технических средств обучения.
Что такое технологическая карта?
Единый процесс разработки определённой продукции.
Технический документ, отображающий последовательность технологических операций
производства определённой продукции.
Показатель процесса выполнения работы производителя.
Порядок реализации технологических операций.
Что такое тестирование?
Целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго
контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять характеристики
педагогического процесса.
Метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников.
Научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых
условиях.
Расположение собранных данных в определенной последовательности, определения места в
этом ряду изучаемых объектов.
Что такое педагогические инновации?
Это все изменения, направленные на изменения педагогической системы.
Это нововведения в учебно-воспитательном процессе с целью повышения его
эффективности.
Это новшества, мобилизирующие внутренние ресурсы педагогической системы и
приводящие к повышению результата.
Все ответы верны.
Педагогические инновации охватывают следующие главные направления:

Оптимизацию учебно-воспитательного процесса.
Гуманистическую педагогику, организацию и управление.
Новые педагогические технологии.
Все ответы верны.
Для запуска инновационного процесса оптимизации требуются:
Значительные инвестиции.
Полная перестройка педагогической системы.
Желание, инициатива, понимание «узких мест» педагогической системы, видение
перспектив улучшения.
Согласие педагогов и родителей.
Из приведённых примеров найдите правильный ответ: инновации – это…
Внесение новшеств.
Нововведение, изменение внутри системы.
Проведение занятий нетрадиционным методом.
Все ответы верны.
Что означает «Синквейн»?
Концептуальная таблица.
Пятистрочный стих.
Пучок, связка.
Мозговой штурм.
Предметная поддержка образовательного процесса – это…
Средство обучения.
Форма обучения.
Метод обучения.
Приём обучения.
Выберите методы стимулирования и мотивации поведения и деятельности.
Педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, создание
воспитывающих ситуаций.
Беседа, лекции, диспуты, метод примера.
Соревнование, поощрение, наказание.
Познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха, учебные
требования, поощрение и порицание.
Система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов
мышления – это…
Образование.
Учение.
Преподавание.
Формирование.
Что означает с латинского слово «стандарт»?
Основа, первоначало.
Образец, норма, мерило.
Путь, способ.
Оболочка, содержание.
Из приведённых вариантов ответов определите принципы педагогических
технологий.
Научность, проектируемость, системность, целенаправленность, деятельностный подход,
управляемость, корректируемость, результативность, воспроизводимость, экономичность.
Сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность,
прочность, научность, доступность, связь теории с практикой.
Сознательность, оптимизация, планомерность, учет возрастных особенностей, связь теории с
практикой, научность, доступность.
Образование, обучение, развитие, формирование, знания, умения, навыки, а также цель,
содержание, организация, виды, формы, методы, средства и результаты обучения.
Что такое объяснительно-иллюстративный подход к обучению?
Это метод, при котором обучающиеся получают знания на занятиях, из учебной и
методической литературы, на основе иллюстративных средств в «готовом» виде.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы
стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и
самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Словесные методы, наглядные методы, практические методы.
Методы формирования сознания и опыта общественного поведения, методы стимулирования
и мотивации поведения и деятельности, методы контроля и самоконтроля за поведением и
деятельностью учащихся.
К какому понятию относится поисковый (исследовательский) подход к обучению?
Это метод, при котором обучающиеся получают знания на занятиях, из учебной и
методической литературы, на основе иллюстративных средств в «готовом» виде.
Словесные методы, наглядные методы, практические методы.
Метод организации активного поиска решения выдвинутых в обучении задач под
руководством педагога.
Современная система организации учебного процесса, обеспечивающая необходимое
качество обучения в условиях массового образования, отвечающим требованиям
интенсивного научно-технического прогресса.
Найдите правильное определение понятию педагогическая технология.
Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и
усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий,
ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.
Выработка эталонов для оценки результатов обучения и на этой основе концентрацию
усилий педагога и учащихся на целях, атмосферу открытости, объективности.
Разновидность методики, обеспечивающий гарантированный результат, структура, стоящая
над, под или рядом с методикой, использование технических средств обучения.
Современная система организации учебного процесса, обеспечивающая необходимое
качество обучения в условиях массового образования, отвечающим требованиям
интенсивного научно-технического прогресса.
Преимущества педагогической технологии:
Выработка учебных целей.
Гарантированное достижение запланированных результатов обучения.
Описание учебного процесса.
Использование эффективных методов обучения.
Личностно-ориентированным технологиям обучения присущи следующие основные
принципы:
Гуманизм, сотрудничество, свободное воспитание.
Образование, обучение, развитие, формирование, знания, умения, навыки, а также цель,
содержание, организация, виды, формы, методы, средства и результаты обучения.
Сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность,
прочность, научность, доступность, связь теории с практикой.
Сознательность, оптимизация, планомерность, учет возрастных особенностей, связь теории с
практикой, научность, доступность.
планирования и контроля учебного графика.
Что называется педагогическим процессом?
Развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение
заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию
свойств и качеств воспитуемых.
Внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что
социальный опыт превращается в качества формируемого человека.
Это система, объединяющая в себе процессы обучения, воспитания, развития,
формирования, преподавания и учения.
Процесс активной деятельности личности.
Необходимо ли планировать проведение специальных «мотивационных» моментов
на занятии?
Не обязательно.
Нет.
Да.

Смотря по обстоятельствам.
Что такое цель (учебная, образовательная)?
Это то, к чему стремится обучаемый, будущее, на которое направлены его усилия.
То, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.
Это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень
реализации намеченной цели.
Способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и
содержания.
Укажите виды образования.
Дошкольное, начальное, общее среднее, средне специальное и профессиональное, высшее,
послевузовское, повышение квалификации, внешкольное.
Начальное, общее среднее, средне специальное и профессиональное, высшее,
послевузовское.
Дошкольные учреждения, начальная школа, средне образовательная школа, средне
специальные лицеи и профессиональные колледжи, высшие учебные заведения.
Что такое организация процесса обучения?
Упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение
информирования, воспитания, осознания, и практического применения знаний.
Упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему
необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.
Дидактический процесс по определенным критериям, в ходе которого реализуются
поставленные цели.
Процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта
возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.
Кому из великих педагогов относиться это высказывание? «Наше педагогическое
производства никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике
моральной проповеди».
К.Д.Ушинский.
А.С.Макаренко
Я.А.Коменский.
Дайте определение понятию технология воспитания.
Направление педагогики, занимающееся проектированием управляемых воспроизводимых
воспитательных процессов.
Отрасль педагогики, занимающаяся изучением конкретных учебных дисциплин во всех
типах учебно-воспитательных учреждений.
Направление педагогики, изучающая закономерности обучения и воспитания детей.
Наука, изучающая особенности воспитательной работы с детьми.
Количество попыток: 2
Текущий контроль
Раздел программы: «Педагогические технологии организации развивающей среды и
деятельности ребенка.»
Форма: Кейс
Описание, требования к выполнению:
«Кто больше?» (выявление наибольшего количества обр.технологий, применяемых в видеоряде).
Из представленного видеоряда (https://disk.yandex.ru/i/vjSLCMjZAlmvyA) необходимо распознать и
зафиксировать как можно больше педагогических образовательных технологий.
Критерии оценивания:
предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3
балла - информация собрана и проанализирована, сделаны аргументированные выводы; 2
балла - информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в
целом верные; 1 балл - информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы
неверные или отсутствуют; 0 баллов - ответ отсутствует.
Количество попыток: 1
Промежуточный контроль
Раздел программы «Технология развивающего обучения. ТРИЗ»

Форма: тест
Цель: повысить компетентность воспитателей в сфере инновационных технологий
1. Расшифруйте верно аббревиатуру ТРИЗ
а) Теория решения изобретательских задач
б) Теория развития изобретательских закономерностей
в) Теория решения исследовательских задач
2. Кто автор ТРИЗ
а) Я.А. Коменский
б) Г.С. Альтшуллер
в) В.А.Сухомлинский
3. В каких видах деятельности можно использовать ТРИЗ-технологию?
а) образовательной
б) игровой
в) в образовательной, и в игровой
4. Целью ТРИЗ-педагогики является
а) воспитывать патриота
б) воспитывать бережное отношение к природе
в) формирование у ребенка сильного логического мышления, развитие полноценной творческой
личности, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут
встретиться ему в будущем.
5.
Что
является
результатом
применения
ТРИЗ-технологии?
а) преодоление застенчивости, замкнутости, робости ребёнка
б) рост словарного запаса
в) оба варианта верны
6. Распредели по порядку основные этапы ТРИЗ
а) выявление противоречий
б) разрешение противоречий
в) поиск сути
7. Метод мозгового штурма это…
а)оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при
котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов
решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают
наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике
б) моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами
(твердое – жидкое –газообразное)
в) метод, который помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой
определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить
роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу
8. Метод каталога это…
а) моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами
(твердое – жидкое –газообразное)
б) оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при
котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов
решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают
наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике
в)метод, который позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников
творческому рассказыванию
9. Метод фокальных объектов это…
а) метод, который помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой
определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить
роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу
б) перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только
развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением
в)оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при
котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов

решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают
наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике
10. Метод «Системный анализ» это…
а) метод, который помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой
определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить
роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу
б) перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только
развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением
в) оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при
котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов
решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают
наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике
11. Метод морфологического анализа это…
а) оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при
котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов
решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают
наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике
б) развитие творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в
комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового
образа этого объекта
в) метод, который помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой
определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить
роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу
12. Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками) это…
а) оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при
котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов
решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают
наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике
б) метод, который помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой
определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить
роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу
в) моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами
(твердое – жидкое –газообразное).
13. Найдите решение задачи, используя ТРИЗ-технологию: зонт нужен большой, чтобы скрыться
под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке.
а) два зонтика
б) складной зонтик
в) дождевик вместо зонтика
14 Логическое ТРИЗ- упражнение: даны слова: собака, солнце, помидор;
задание: из трех слов оставить только пару, которая имеет больше сходств.
а) собака – помидор (живое, растет, дышит, питается, размножается, три слога, три гласных звука).
б) солнце – помидор (форма, цвет, неодушевленные, солнце греет – помидор растет, увеличение –
солнце от расстояния, помидор по размеру, полезность, вредность, есть буква «о», начинаются на
твердую согласную, вызывают эмоции – влияют на чувства человека, греют, радуют глаз,
использование художественного образа: солнце ласковое теплое, помидор сочный спелый)
в) солнце – собака (6 букв, начинается с «с», окрас, радует человека, полезность, вредность и
теплый).
15. Найдите решение задачи, используя ТРИЗ-технологию: как перенести воду в решете
а) изменить агрегатное состояние- заморозить воду
б) поместить решето в пакет и налить в него воду
в)оба решения правильны
Количество попыток: 1

Итоговая аттестация
Итоговая аттестация осуществляется по совокупности результатов всех видов контроля,
предусмотренных программой.
Раздел 5. Организационно-педагогические условия реализации программы
5.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Литература
Основные источники
1. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии [Текст]/М.Н. Гуслова. – М.: Академия.
– 2014
2. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студ. сред проф. учеб.заведений /С.А. Козлова, Т.А.
Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2015 – 416с
3. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для
СПО [Текст] / под ред. Н.В. Микляевой. – М.:Юрайт, 2017 – 434 с.
4. Современные технологии обучения дошкольников [Текст]/ авт. сост.Е. В Михеева. – Волгоград:
Учитель, 2014 – 223 с.
5. Теоретические основы дошкольного образования: учебник для СПО [Текст]/ Н.В. Микляева, /
Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. – М.: Юрайт,2017 – 496 с.
Дополнительные источники:
1 Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведении
[Текст]/ А.С. Белкин. – М., 2014
2 Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных
учреждений [Текст]/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.:Мозаика-Синтез, 2014 – 112 с.
3 Виневская А.В. Педагогические технологии. Вопросы теории и практики внедрения. Справочник
для студентов [Текст]/ А.В. Виневская– М.:Феникс. – 2014 – 254с.
4 Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения[Текст]/ Под ред. А.Г.
Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013 –464 с.
5 Никитина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебновоспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и
методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип [Текст]/ И.В. Никитина. –
Волгоград: Учитель, 2014 – 91 с.
6 Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей [Текст]/ Н.А. Виноградова,
Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2013 – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
7 Педагогика: учебник [Текст]/ Под ред. Л. П. Крившенко. – М.: Проспект, 2014 – 429 с.
8 Свирская, Л. В. Утро радостных встреч: метод, пособие [Текст]/ Л. В.Свирская. – М.: Издательство
«Линка-Пресс», 2014 – 240 с.
9 Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Учебно-методическое пособие [Текст]/
Г.К. Селевко. – М.: Народное образование,2016
10 Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагоге [Текст]/ Р.С. Буре,
С.В. Жундрикова, Т.И. Ерофеева и др.; Под ред.Э.К. Сусловой, Л.В. Поздняк. – М.: Издательский
центр «Академия», 2014
11 Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ [Текст]/ Е.А.
Сыпченко. – Детство-Пресс, 2013 – 96 с.
Интернет-ресурсы
1 Дошкольное образование. – http://edu.rin.ru/preschool/index.html
2 Детский сад от А до Я. – http://detsad-journal.narod.ru/index.htm
3 Детский сад.ру. – http://www.detskiysad.ru/
4 Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие/ Е.А. Лобанова. – Николаев,
2015 – http://www.pedlib.ru/Books/1/0481/1_0481-62.shtml
5 Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений. – http://tanjak.chat.ru/
6 Электронная газета: Интерактивное образование.
http://io.nios.ru/index.php?rel=38&point=13&art=1489
обращения 13.05.20)
7 Среда программирования для дошкольников «ПиктоМир» [Электронный ресурс].

URL: https://piktomir.ru/
8 Хазиева, Н.Ю. Компьютерные игры в дошкольном учреждении [Электронный
ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/524179/

5.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Наименование
Вид занятий
помещения

Наименование
оборудования,
программного обеспечения

Аудитория (мастерская
«Дошкольное
воспитание» - музыкальный
зал)

Лекция, практикум

Ноутбук, мультимедийный
проектор, экран, доска,
флипчарт

Педагогическая лаборатория
(учебный класс)

Практические занятия,
тестирование

Оборудование,
оснащение
рабочих мест, инструменты и
раздаточные материалы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».