ОСНОВЫ РОБОТОТОТЕХНИКИ И ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Учебно-методический центр»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)

ОСНОВЫ РОБОТОТЕХНИКИ И ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Разработчик(и) программы:
Орлова Т.Э., Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования «Учебно-методический
центр»

Серпухов, 2024

Раздел 1. Характеристика программы
1.1.
Цель реализации программы – получение новой компетенции, необходимой для
профессиональной деятельности в области легоконструирования и робототехники
1.2.
Планируемые результаты обучения:
Трудовая функция

Трудовое действие

Знать

Уметь

Педагогическая

Осуществление

Современную

Использовать на практике

деятельность по

профессиональной деятельности в

Государственную политику в

основные виды образовательных

реализации

соответствии с требованиями

области образования.

конструкторов. Применять

образовательных

федеральных государственных

Теоретические основы

методики организации занятий по

программ

образовательных стандартов

реализации робототехники в

конструированию и

дошкольного

дошкольного, начального общего,

образовательном процессе.

образовательной робототехнике в

образования

основного общего, среднего

Образовательная

разных возрастных группах.

общего образования

робототехника в ДОО.

Проектировать и проводить

Алгоритм составления

занятия с использованием LEGO-

учебно-тематического плана

конструктора. Использовать

дополнительной

игровые упражнения и

образовательной программы

дидактические игры на развитие

по робототехнике с детьми

логического мышления с

старшего дошкольного

использованием конструктора

возраста.

Лего.

1.3. Категория слушателей:
воспитатели (включая старшего) образовательных организаций, реализующих программы
дошкольного образования.
1.4. Форма обучения - Очно-заочная
1.5. Срок освоения программы: 72 ч.
Раздел 2. Содержание программы
№
п/п

Наименование

Всего

Виды учебных занятий, учебных

Самостоятельная

работ

работа, час

разделов(модулей) и тем часов
Лекция,

Интерактивное

час

(практическое)

Формы
контроля

занятие, час
1.

Входной контроль

1

0

0

1

тест

2.

Государственная политика 4

2

2

50

24

6

20

кейс

16

5

11

1

0

0

1

тест

72

29

37

6

в области
образования.

3.

Робототехника и ЛЕГО конструирование в ДОО

4.

Формирование
представлений об
образовательной
робототехнике и лего конструированию в ДОО
как о новом направлении
педагогической

5.

деятельности.
Выходной контроль

6.

Итоговая аттестация
Итого

2.2. Рабочая программа
1. Входной контроль (самостоятельная работа - 1 ч.)
Самостоятельная работа-Тест
2. Государственная политика в области образования (лекция - 3 ч. практическое
занятие - 2 ч.)
2.1.

Нормативно-правовое обеспечение ДО

Лекция-2ч. Стратегия развития образования в РФ на современном этапе. Приоритеты
государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования.
Законодательство в системе Российского образования: Конституция РФ, Федеральный Закон
«Об образовании в Российской Федерации» 2012г), Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013
N

1155

"Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного образования". Национальный проект «Образование» — один из национальных
проектов в России на период с 2019 по 2024 годы. Модернизация образования, в том числе
посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных
программ. Цели и задачи ОО «Познавательное развитие» на каждом возрастном этапе в
соответствии с требованиями ФГОС ДО.
2.2.

Основные

позиции

обновления

образовательной

деятельности

в

ДОО

в

условиях реализации ФГОС ДО и профессионального стандарта «Педагог».
Лекция- 1ч. Структура профстандарта «Педагог». Психолого-педагогические компетенции,
призванные помочь педагогу в решении новых стоящих перед ним проблем. Обобщенные и
конкретизированные трудовые функции, их характеристики.
Практическая
должностной

работа-2ч.
инструкции

Соотнесение
педагога

профессиональных

(воспитателя)

в

компетенций

соответствии

с

на

основе

Профессиональным

стандартом педагога и Трудовым кодексом РФ в табличной форме.
3. Робототехника и ЛЕГО -конструирование в ДОО. (лекция - 24 ч. практическое занятие
- 6 ч. самостоятельная работа - 20 ч.)
Самостоятельная работа-Кейс
3.1. Теоретические основы реализации робототехники в образовательном процессе.
Образовательная робототехника в ДОО. Основные понятия, принципы работы.
(лекция - 6 ч. Практическое занятие - 3 ч.)
Лекция-6ч.
Категории

История
роботов.

ориентированных

образовательной
Знакомство

на

с

робототехники.

основными

использование

в

Робототехника

видами

в

образовательных

дошкольных

нашей

жизни.

конструкторов,

образовательных

учреждениях.

Применение современных образовательных конструкторов в соответствии с уровнями детского
конструирования.
Практическая

работа-

3ч.

Составьте

сравнительную

таблицу

различных

подходов

в

построении курса робототехники. Выделите теоретические основания для создания курса,
эффективного внедрения его в образовательный процесс. Разработайте презентацию на тему:
«История развития робототехники».
3.2. Основные
виды
образовательных
использование

в

дошкольных

конструкторов,

образовательных

ориентированные

учреждениях

(лекция

-

на
6

ч.

Самостоятельная работа - кейс - 10 ч.)
Лекция-6ч. Актуальность вхождения робототехники в дошкольное образование. Значение
конструирования в формировании личности ребенка. Бренды на рынке конструкторов по
робототехнике. Особенности и преимущества HUNA-MRT. Особенности и преимущества LEGO
Education. Особенности робототехнических конструкторов FISCHERTECHNIK. Использование
конструктора LEGO DUPLO в организации конструктивной деятельности детей. Обучение
основам программирования роботов в дошкольной образовательной организации.
Самостоятельная работа - кейс-10ч.
3.3. Методики
робототехнике

организации
в

разных

занятий

по

возрастных

конструированию
группах

с

конструкторов. (лекция - 6 ч. Практическое занятие - 3 ч.)

и

образовательной

применением

современных

Лекция-6ч.

Цели

обучения

лего-конструированию

и

робототехнике

в

дошкольном

образовании. Задачи применения методики лего-конструирования и робототехники в разных
возрастных группах. Формы реализации применения методики лего-конструирования и
робототехники. Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного
конструктора. Виды занятий по лего-конструированию и робототехнике с детьми дошкольного
возраста.
Практическая работа-3ч. Разработайте технологическую карту к любому занятию по легоконструированию и робототехнике в любой возрастной группе (см. образец технологической
карты занятия по легоконструированию)
3.4.

Формы и содержание организации обучения дошкольников конструктивно-

модельной деятельности (лекция - 6 ч. самостоятельная работа – кейс 10ч.)
Лекция – 6ч. Понятие конструирования как развивающего вида деятельности дошкольников.
Основные особенности форм организации обучения дошкольников конструированию и
робототехнике.
Самостоятельная работа-Кейс 10ч.
4.

Формирование представлений об образовательной робототехнике и лего -

конструированию в ДОО как о новом направлении педагогической деятельности.
(лекции – 3 ч., практическое занятие – 8 ч.)
4.1.

Алгоритм

составления

учебно-тематического

плана

дополнительной

образовательной программы по робототехнике с детьми старшего дошкольного
возраста. (лекция - 5 ч. практическое занятие - 11 ч.)
Лекция-3ч.

Структура

программы

дополнительного

образования

детей.

Оформление

и

содержание структурных элементов программы.
Практическая работа – 8ч. Изучить особенности создания программы дополнительного
образования по лего-конструированию и робототехнике на каждом возрастном этапе.
Составить учебно-тематический план к программе дополнительного образования по легоконструированию и робототехнике в ДОО. Проверка преподавателем и разбор ошибок в
рамках обучения.
4.2. Игровые упражнения и дидактические игры на развитие логического мышления с
использованием

конструктора

Лего.

Развивающие

игры

с

LEGO.

(лекция - 2 ч.

практическое занятие - 3 ч.)
Лекция-2ч.

Конструирование

и

развитие

интеллектуальных

способностей

дошкольника.

Организация игр по лего-конструированию в совместной деятельности педагога и ребенка
Практическая работа-3ч. Составить картотеку развивающих игр с конструктором лего по разным
возрастам. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения.
5. Выходной контроль (самостоятельная работа - 1 ч.)
Самостоятельная работа-Тест
6. Итоговая аттестация
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль
Форма: тестирование Описание, требования к выполнению: дается 30 вопросов.
Критерии оценивания:
оценивание по количеству правильных ответов
Примеры заданий:
Вопрос 1. Основная цель внедрения лего-конструирования и робототехники в дошкольное
образование
•

Создание комплекса условий для развития технического творчества и формирования научнотехнической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста

•
•

Формирование предпосылок универсальных учебных действий посредством использования
лего-конструкторов и образовательной робототехники
Повышения эффективности качества образования

•

все ответы верны

Вопрос 2. Основные направления и объекты инновационного преобразования в педагогике:

Выберите один ответ:
a. Разработка концепций и стратегий образования и образовательных учреждений,
обновление содержания образования, изменение и разработка технологий обучения и
воспитания, совершенствование управления образовательными учреждениями и
системой образования в целом
b. группа физических отклонений
c. Обеспечение управляемости педагогической деятельности, совокупность комплексных и
парциальных программ, их адаптация к особенностям образовательной деятельности
d. Формирование творческой личности, психофизиологическое созревание личности
Количество попыток: 2
Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению: надо ответить на 30 вопросов
Критерии оценивания:
тест считается пройденным при результате 60% и выше
Примеры заданий:
Вопрос 1. В какой группе учат детей прикладывать детали к основной форме:
Выберите один ответ:
a. В первой младшей группе
b. Во второй младшей группе
c. В средней группе
d. В старшей группе
e. В подготовительной группе
Вопрос 2. Вид продуктивной деятельности дошкольника, направленной на получение
определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его
функциональному назначению - это:
Выберите один ответ:
a. Конструирование;
b. Моделирование;
c. Лепка;
d. Нет верного ответа
Количество попыток: 2

Текущий контроль
Раздел программы: Основные виды образовательных конструкторов, ориентированные на
использование в дошкольных образовательных учреждениях
Форма: кейс
Описание, требования к выполнению:
3 задания

Изучить полезные электронные образовательные ресурсы по робототехнике, создать презентацию
по одной из выбранных тем для выступления на педсовете, предложить свой вариант программы
дополнительного образования в детском саду про легоконструированию.
Критерии оценивания:
предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3
балла - информация собрана и проанализирована, сделаны аргументированные выводы; 2
балла - информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в
целом верные; 1 балл - информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы
неверные или отсутствуют; 0 баллов - ответ отсутствует.
Примеры заданий:
1. Изучите полезные электронные образовательные ресурсы по робототехнике:

http://raor.ru/about/
Российская
ассоциация
образовательной
специальностей.

http://raor.ru/about/ - Образовательная робототехника

http://edurobots.ru/ - Занимательная робототехника

робототехники

2. Выберите одну из перечисленных ниже тем и создать по этой теме презентацию для
выступления на педагогическом совете и усовершенствования работы методического кабинета
ДОО.
• Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста
посредством конструирования;
• Развитие
исследовательской
активности
старших
дошкольников
в
процессе
экспериментирования посредством образовательной робототехники;
• Формирование инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством
образовательной робототехники на основе конструктора LEGO WeDo;
• Развитие технического творчества старших дошкольников средствами образовательной
робототехники;
• Опыт применения Лего и робототехнических конструкторов в развитии технического
творчества детей.
3. Предложите свои варианты названия, содержания, направлений и видов работы кружка в ДОО
для детей дошкольного возраста по робототехнике и легоконструированию.
Промежуточный контроль
Раздел программы: Формы и содержание организации обучения дошкольников конструктивномодельной деятельности
Форма: Кейс
Описание, требования к выполнению:
2 задания. Разработайте план-конспект занятий для различных форм организации обучения
дошкольников

техническому

конструированию

в

разных

возрастных

группах.

В

конспекте

обязательно отразите цели задания, программное содержание, материал.
По итогам каждого занятия проведите мониторинг образовательных результатов. Результаты
занесите в таблицу.
Критерии оценивания:
предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3
балла - информация собрана и проанализирована, сделаны аргументированные выводы; 2
балла - информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в
целом верные; 1 балл - информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы
неверные или отсутствуют; 0 баллов - ответ отсутствует.
Примеры заданий:
1. Разработайте план-конспект занятий для различных форм организации обучения
дошкольников техническому конструированию в разных возрастных группах;
2. проведите мониторинг образовательных результатов. Результаты занесите в таблицу.
Мониторинг образовательных результатов во второй младшей группе

Фамилия
имя
ребенка

Фамилия
имя
ребенка

Фамилия
имя
ребенка

Называет
цвет
деталей

Называет
детали

Скрепляет
детали
конструктора

Строит
элементарные
постройки по
творческому
замыслу

Строит по
образцу

Мониторинг образовательных результатов в средней группе
Называет
Называет
Скрепляет
Строит
Строит по
цвет
детали
детали
элементарные
образцу
деталей
конструктора
постройки по
творческому
замыслу

Точность
скрепления
и скорость
выполнения

+
-

Точность
скрепления
и скорость
выполнения

+
-

Мониторинг образовательных результатов в старшей группе
Называет
Называет
Скрепляет
Строит
Строит по Точность
детали
образцу
цвет
детали
элементарные
скрепления
деталей
конструктора
постройки по
и скорость
творческому
выполнения
замыслу

+
-

Мониторинг образовательных результатов в подготовительной группе
Фамилия
имя
ребенка

Называет
цвет
деталей

Называет
детали

Скрепляет
детали
конструктора

Строит
элементарные
постройки по
творческому
замыслу

Строит по
образцу

Точность
скрепления
и скорость
выполнения

Количество попыток: 1

Итоговая аттестация
Итоговая аттестация осуществляется по совокупности результатов всех видов контроля,
предусмотренных программой.
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы







Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ред. от 07.10.2022)
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. N 373 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
—
образовательным
программам
дошкольного
образования»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 года N 652н «Об
утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»

Литература
1. Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические
рекомендации для детей 2-7 лет». М.: Мозаика-Синтез, 2019.

+
-

2. Образовательная
робототехника:
учебно-методическое
пособие
для
работников
образования по развитию образовательной робототехники в условиях реализации
Федеральных государственных образовательных стандартов /Авт.-сост. М.В. Кузьмина и др.;
КОГОАУ ДПО "ИРО Кировской области". - Киров: ООО "Типография "Старая Вятка", 2021.
3. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Парамонова.- М.: Издательский центр
«Академия», 2022.
4. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е.В. Фешина.М.: Сфера, 2021.
Электронные обучающие материалы
1. Программирование в Lego Education WeDo 1.0. Подробное руководство.
https://www.youtube.com/watch?v=qpFqyj7JR2I
2. Мастер - класс по робототехнике https://www.youtube.com/watch?v=QpkGLP6rVKs
3. Робототехника в детском саду https://www.youtube.com/watch?v=z-WSeJtSQEA
4. Занятие по робототехнике в детском саду Легополис
https://www.youtube.com/watch?v=vg6PFLDiEZE
5. Вебинар. Психологические основания конструирования образовательного процесса в
детском саду https://www.youtube.com/watch?v=waPdx_HqyZ0
6. Вебинар. Конструируем с K,NEX EDUCATION.
https://www.youtube.com/watch?v=21g4AH5mOcc
Интернет-ресурсы
1. Legoeducation [Электронный ресурс]. – // Режим доступа: https://education.lego.com/ru-ru
2. Legoeducation [Электронный ресурс]. – // Режим доступа: https://education.lego.com/ru-ru
3. Государство
заинтересовано
в
развитии
робототехники
http://www.iksmedia.ru/news/5079059-Gosudarstvo-zainteresovano-v-razvit.html
4. Конструкторы для робототехники - [Электронный ресурс]. – // Режим доступа:
https://docplayer.ru/44273453-Konstruktory-dlya-robototehniki.html
5. Конструкторы для робототехники - [Электронный ресурс]. – // Режим доступа:
https://docplayer.ru/44273453-Konstruktory-dlya-robototehniki.html
6. Образовательная робототехника HUNA MRT - [Электронный ресурс]. – // Режим доступа:
https://docplayer.ru/41617873-Obrazovatelnaya-robototehnika-huna-mrt-yuzhnaya-koreya.html
7. Образовательная робототехника для детей "HUNA-MRT"- [Электронный ресурс]. – // Режим
доступа: http://hunarobo.ru/
8. Образовательный портал «фос-игра.рф» - [Электронный ресурс]. – // Режим доступа:
http://xn --- 8sbhby8arey.xn--p1ai/
9. Перворобот
Lego
WeDo[Электронный
ресурс].
–
// Режим
доступа:
http://edurobots.ru/2015/07/robototexnika-dlya-nachinayushhix-lego-wedo-1/
10. Программа дополнительного образования «Роботенок» [Электронный ресурс]. – // Режим
доступа: https://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotjonok.html
11. Робототехника: с чего начать изучение, где заниматься и каковы перспективы https://www.dgl.ru/articles/robototehnika-s-chego-nachat-izuchenie-gde-zanimatsya-i-kakovyperspektivy_11654.html
12. Тарапата,
В.
В.
Знакомство
с
робототехникой
http://xn----8sbhby8arey.xn-p1ai/oborud/video-uroki?layout=edit&id=1544
13. Учебно-методический комплекс «Роботрек»[Электронный ресурс]. – // Режим доступа:
https://robotrack-rus.ru/wp-content/uploads/2017/06/UMK-ROBOTREK.pdf
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Обучение проводится на сайте МОУ ДПО УМЦ г.о. Серпухов http://serpumc.msk.ru/moodle/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».