РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШК средствами театр. иск.

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Учебно-методический центр»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Разработчик(и) программы:
Орлова Т.Э., Чернышева А.А., Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования «Учебно-методический
центр»

Серпухов, 2024

Раздел 1. Характеристика программы
1.1. Цель реализации программы - повышение профессионального уровня педагогических
работников
области

образовательных

развития

учреждений

творческих

и

организаций,

способностей

детей

осуществляющих

дошкольного

возраста

обучение,

в

средствами

театрального искусства.
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая
функция
Педагогическая
деятельность по
реализации
образовательных
программ
дошкольного
образования

1.3.

Трудовое действие

Знать

Уметь

Осуществление
профессиональной
деятельности в
соответствии с
требованиями федеральных
государственных
образовательных
стандартов дошкольного,
начального общего,
основного общего, среднего
общего образования

Основные принципы
разработки и
написания сценариев
кукольных спектаклей
и их разыгрывания с
куклами различных
систем для детей
раннего и дошкольного
возраста.
Виды этюдных
тренажей для детей
раннего и дошкольного
возраста.
Правила
кукловождения,
принципы управления,
способы изготовления
кукол различных
систем.

Использовать
современные методы и
технологии обучения.
Составлять сценарии
кукольных спектаклей
для детей раннего и
дошкольного возраста с
куклами различных
систем.
Разыгрывать этюдные
тренажи на развитие
внимания, памяти,
воображения, мышления,
восприятия,
выразительности жеста,
выражение основных
эмоций, воспроизведение
отдельных черт
характера, сопоставление
различных эмоций.
Изготавливать куклы
различных систем.

Категория слушателей:

воспитатели

(включая

старшего),

музыкальные

руководители,

педагоги-специалисты

образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.
1.4.

Форма обучения - Очно-заочная

1.5.

Срок освоения программы: 36 ч.

2.

3.

Виды и средства
театрализованной деятельности в
дошкольном учреждении
Технология творческой работы с
дошкольниками над
театрализованной постановкой

Формы контроля

Лекции

Всего часов
1.

Театральное искусство как
средство развития и обогащения
личности ребёнка дошкольного
возраста.

Интеракт
ивные
занятия

Виды
учебных
занятий,
учебных
работ

Название модулей (разделов)
и тем

Самостоятельная
работа

Раздел 2. Содержание программы

тест

6

4

1

1

14

6

6

2

кейс

14

4

8

2

кейс

3.

Итоговый контроль

2

ИТОГО

36

2
14

17

тест
5

2.2. Рабочая программа
1. Входной контроль (самостоятельная работа - 1 ч.)
Самостоятельная работа-Тест
2. Театральное искусство как средство развития и обогащения личности ребёнка дошкольного
возраста (лекция - 4 ч. практическое занятие -1 ч.)
Лекция - История возникновения театра. Значение театрального искусства для всестороннего развития
детей дошкольного возраста. Различные виды кукольных театров и системы кукол. Куклотерапия принципы работы с неуверенными в себе детьми. Цели и задачи программ «Театр - Творчество - Дети»,
«Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Виды творческой
деятельности. Методы развития творческих способностей. Основные навыки театрального мастерства и
методы их формирования.
Практическая работа - Подбор и разработка репертуара для детей дошкольного возраста на основе
программ «Театр - Творчество - Дети», «Развитие творческих способностей детей средствами
театрального искусства».
3.
Виды и средства театрализованной деятельности в дошкольном учреждении (лекция 6 ч., практическое занятие -6 ч., самостоятельная работа – 2 ч.)
Самостоятельная работа – Кейс.
3.1. Перчаточный и пальчиковый театры (лекция - 1 ч. практическое занятие -1 ч.)
Лекция - Условия, необходимые для проведения театрально-игровой деятельности. Основные
направления работы с детьми младшего дошкольного возраста:
 развитие умения наблюдать за действиями театральных кукол в потешках, песенках, в
небольших рассказах и сказках,
 формирование двигательной активности под музыкальное и стихотворное сопровождение,
 развитие мелкой моторики рук в пальчиковых играх, играх с разнообразными предметами и
театральными куклами,
 участие в свободных плясках с игрушками, театральными куклами.
Способы управления куклами. Этюды с куклами.
Практическая работа - Изготовление кукол пальчикового театра, перчаточного театра, театра
рукавичек (работа в малых группах).
3.2 Театр народной игрушки, театр картинок (лекция - 1 ч. практическое занятие -1 ч.)
Лекция - Принципы формирования у обучающихся практических навыков кукловождения (театра
народной игрушки, театра картинок (фланелеграф), театра кружек), умений имитировать
характерные движения сказочных животных. Способы изготовления кукол театра картинок, театра
кружек.
Практическая работа - Изготовление кукол для театра картинок (фланелеграф), театра кружек.
Этюдная работа с театральными куклами этих видов (работа в малых группах).
3.3. Настольные виды кукольных театров (лекция - 1 ч. практическое занятие -1 ч.)
Лекция - Принципы управления куклами конусного театра, театра мягкой игрушки на пластиковой
бутылке, театра вязаной игрушки, театра глиняной игрушки. Сопровождение движений куклы песенкой,
придуманной самостоятельно на отдельные слоги. Возможности использования шумовых музыкальных
инструментов для создания художественного образа. Приемы разучивания этюдов и мини-спектаклей с
настольными куклами.
Практическая работа - Изготовление конусного театра, театра мягкой игрушки на пластиковой бутылке,
театра вязаной игрушки. Разучивание этюдов и мини-спектаклей с настольными куклами (работа в
малых группах).2
3.4. Верховые куклы на театральной ширме (лекция - 2 ч. практическое занятие -2 ч.
самостоятельная работа – кейс - 1 ч.)
Лекция - Знакомство с правилами манипуляции верховыми куклами (театр ложек, театр поварешек,
театр кукол на гапите). Сопровождение движений куклы по ширме песенкой, придуманной на заданный
текст. Приемы разучивания театральных этюдов с верховыми куклами.
Практическая работа - Изготовление верховых кукол театра ложек, театра поварешек, театра кукол на
гапите и театральной ширмы. Изучение правил манипуляции верховыми куклами.
Самостоятельная работа – Создание алгоритма управления верховыми куклами. Составление
театральных этюдов с верховыми куклами.

3.5. Куклы – марионетки, тростевые куклы (лекция - 1 ч. практическое занятие -1 ч.
самостоятельная работа – 1 ч.)
Лекция - Приемы кукловождения театра кукол с «живой рукой», театра марионеток, больших
напольных
кукол.
Правила
управления
тростевыми
куклами,
людьми-куклами,
куклами
перевёртышами. Работа с эмоциями, изображение их мимикой, жестом, движениями, выразительной
интонацией. Развитие песенного и танцевального творчества с использованием театральных кукол
для создания художественного образа.
Практическая работа - Изготовление кукол-марионеток, кукол с «живой рукой». Этюдная работа с
изготовленными куклами.
Самостоятельная работа – Составить алгоритм обучения детей дошкольного возраста использованию
средств выразительности (мимики, жеста, движений, силы и тембра голоса, темпа речи) для передачи
образа героя, его эмоций и переживаний.
4. Технология творческой работы с дошкольниками над театрализованной постановкой.
(лекция - 4 ч. практическое занятие -8 ч. самостоятельная работа – 2 ч.)
4.1.
Театрализованные игры с элементами кукольного театра (лекция - 1 ч.
практическое занятие -2 ч.)
Лекция - Этапы работы над театрализованной игрой с элементами кукольного театра. Выбор темы.
Необходимые условия для проведения театрализованной игры: декорации, костюмы, театральные
куклы, атрибуты. Подбор музыкального сопровождения. Принципы создания художественного образа
героев первого, второго плана, эпизодических персонажей с использованием речевых характеристик,
танцевальных, игровых импровизаций, театральных кукол различных систем. Условия, необходимые
для самостоятельной театральной деятельности в разных возрастных группах.
Практическая работа - Составление сценария театрализованной игры с элементами кукольного
театра.
4.2.
Театрализованные этюды, пантомимы, тренажи для дошкольников (лекция - 1 ч.
практическое занятие -2 ч.)
Лекция - Виды этюдных тренажей. Принципы и приемы разучивания в разных возрастных группах.
Обучение детей дошкольного возраста адекватному эмоциональному реагированию: пониманию
эмоционального состояния другого человека и умению выразить своё.
Практическая работа - Разыгрывание этюдных тренажей на развитие внимания, памяти,
воображения, мышления, восприятия, выразительности жеста, выражение основных эмоций,
воспроизведение отдельных черт характера, сопоставление различных эмоций.
4.3.
Система работы над кукольным спектаклем (лекция - 1 ч. практическое занятие -1
ч.)
Лекция - Основные принципы разработки и написания сценариев кукольных спектаклей и их
разыгрывания с куклами различных систем для детей дошкольного возраста. Темы для кукольных
спектаклей. Развитие у ребенка навыков воплощения определённых переживаний, побуждающих к
созданию новых образов с использованием театральных кукол различных систем.
Практическая работа - Сочинение рассказа для сценария кукольного спектакля из личного опыта с
использованием театральных кукол.
4.4.
Сочинение сказок для кукольных спектаклей (лекция - 1 ч. практическое занятие -3
ч. самостоятельная работа – кейс - 2 ч.)
Лекция - Развитие монологической и диалогической речи в процессе сочинения сказок у детей
дошкольного возраста. Импровизация на тему знакомых сказок, рассказов с использованием
известных персонажей и изменением характеров на противоположные.
Практическая работа - Составление сценария кукольного спектакля на основе знакомых сказок
(«Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Маша и медведь», «Волк и козлята», «Гуси-лебеди», «Три
поросенка», «Красная шапочка» и др.)
Самостоятельная работа - Составить сценарий кукольного спектакля для детей дошкольного возраста
с куклами различных систем, изготовленных в рамках практических занятий.
5.
Выходной контроль (самостоятельная работа - 2 ч.)
Самостоятельная работа-Тест
6.
Итоговая аттестация
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению: дается 30 вопросов.
Критерии оценивания: оценивание по количеству правильных ответов

Примеры заданий:
Вопрос 1. Что означает термин «инсценировка»? С каким значением он используется в педагогике?
а) приспособление литературного произведения для его постановки в театре (на экране);
б) обучение пересказу знакомого произведения;
в) это смысловое развернутое высказывание, состоящее из логически сочетающихся предложений,
обеспечивающих общение и взаимопонимание.
Вопрос 2. Для обыгрывания художественных произведений используется несколько терминов –
инсценировка, театральные представления, театрализованные игры (драматизации, ролевые игры).
Какое определение подходит к термину театрализованная игра?
а) спектакль;
б) игра-инсценировка на темы прослушанных и освоенных произведений;
в) обыгрывание популярного среди детей сюжета.
Вопрос 3. Какие творческие проявления детей реализуются в театрализованных
представлениях?
а) заучивание наизусть, декламация;
б) исполнительское (речевое и двигательное, оформительское, продуктивное (сочинение
собственных сюжетов или творческая интерпретация известного сюжета);
в) пересказ по ролям или от лица персонажа.

играх

Количество попыток: 2

Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению: надо ответить на 30 вопросов
Критерии оценивания: тест считается пройденным при результате 60% и выше
Примеры заданий:
Вопрос 1. Дайте определение художественно-речевой деятельности детей в ДОУ:
а) обучение пересказу знакомых произведений;
б) формирование связной речи, обучение детей диалогической и монологической речи;
в) деятельность, связанная с восприятием и исполнением литературных произведений, с
разнообразными творческими проявлениями в этом плане – придумыванием и разыгрыванием загадок,
рифмованных строк, сказок, рассказов и т.д.
Вопрос 2. Что означает термин «инсценировка»? С каким значением он используется в педагогике?
а) приспособление литературного произведения для его постановки в театре (на экране);
б) обучение пересказу знакомого произведения;
в) это смысловое развернутое высказывание, состоящее из логически сочетающихся предложений,
обеспечивающих общение и взаимопонимание.
Вопрос 3. Для обыгрывания художественных произведений используется несколько терминов –
инсценировка, театральные представления, театрализованные игры (драматизации), ролевые игры.
Какое определение подходит к термину театрализованная игра?
а) спектакль;
б) игра-инсценировка на темы прослушанных и освоенных произведений;
в) обыгрывание популярного среди детей сюжета.
Количество попыток: 2
Текущий контроль
Раздел программы: «Виды и средства театрализованной деятельности в дошкольном учреждении»
Форма: Кейс
Описание, требования к выполнению:
2 задания. - создайте алгоритм управления верховыми куклами; - составьте сюжеты театральных
этюдов с верховыми куклами.
Критерии оценивания:

и

предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3 балла информация

собрана

и проанализирована,

сделаны

аргументированные

выводы;

2

балла

-

информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в целом верные; 1
балл - информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы неверные или отсутствуют; 0
баллов - ответ отсутствует.

Примеры заданий:
1. Создайте алгоритм управления верховыми куклами.
2. Составьте сюжеты театральных этюдов с верховыми куклами.
Количество попыток: 1

Промежуточный контроль
Раздел

программы:

«Технология творческой работы

с дошкольниками над театрализованной

постановкой»
Форма: кейс
Описание, требования к выполнению:
2 задания - составьте рассказ для сценария кукольного спектакля из личного опыта с использованием
театральных кукол; - составьте сценарий кукольного спектакля для детей дошкольного возраста с
куклами различных систем, изготовленных в рамках практических занятий.
Критерии оценивания:
предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3 балла информация

собрана

и проанализирована,

сделаны

аргументированные

выводы;

2

балла

-

информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в целом верные; 1
балл - информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы неверные или отсутствуют; 0
баллов - ответ отсутствует.
Пример задания:
1. Составьте рассказ для сценария кукольного спектакля из личного опыта с использованием
театральных кукол.
2. Составьте сценарий кукольного спектакля для детей дошкольного возраста с куклами различных
систем, изготовленных в рамках практических занятий.
Количество попыток: 1
Итоговая аттестация
Итоговая аттестация осуществляется по совокупности результатов всех видов контроля,
предусмотренных программой.

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Литература
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2020.
2. Бодраченко И. В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста. М.: Айрис-пресс, 2021.
3. Буренина А. И. От игры до спектакля. - СПб., 2020.
4. Верникова Л. М. Сценарии детских театрализованных представлений. - М.: Владос, 2022 г.
5. Додокина Н. В. Моделирование театрализованной деятельности детей 4-5 лет. ФГОС. - Волгоград:
Учитель, 2021 г.
6. Кайль Д. Г. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 л. Программа театральноигровой деятельности. ФГОС. - Волгоград: Учитель, 2020 г.
7. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ «Сфера», 2021.
8. Перетц В. Н. Кукольный театр на Руси. - М.: Самовар, 1991.
9. Петраудзе С. С. Детям об искусстве. Театр. - М.: Искусство XXI век, 2021 г.

10. Скурат Г. Г. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. - СПб.:
Речь, 2017.
11. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Играем в кукольный театр: Программа «Театр - Творчество - Дети»
Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. - М.: АРКТИ, 2022.
12. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Куклы и дети: (кукольный театр и театрализованные игры для
детей от 3 до 5 лет). - М.: Обруч, 2022.
13. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Кукольный театр для самых маленьких. - М.: Линка-Пресс,
2019.
14. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Развитие творческих способностей детей от 1 года до 3 лет
средствами кукольного театра. - М.: Айрис-Пресс, 2018.
15. Сорокина Н. Ф., Степанова Е. В. «Курочка Ряба». Театр рукавичек». - «Радуга идей» №7 (70)
2017. М.: «Формат-М», 2017 г.
16. Сорокина Н. Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. - М.: АРКТИ, 2020.
17. Театр кукол и игрушек в детском саду. Кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3 7 лет. Составитель: Власенко О.П. - Волгоград: Учитель, 2017 г.
18. Трифонова Н. М. Кукольный театр своими руками. - М.: Рольф, 2021.
19. Финк, Бостельман: Театр в чемоданчике. Творческая деятельность и речевое развитие в детском
саду. ФГОС ДО. - М.: Национальное образование, 2016 г.
Интернет-ресурсы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. –
http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2. Всероссийские offline- вебинары от издательства «Учитель»:
2.1. Тема: «Приемы использования театрализованной деятельности дошкольников в условиях
ФГОС ДО» - https://www.uchmet.ru/events/item/709130/
2.2. Тема: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников средствами
театрализованной деятельности» - https://www.uchmag.ru/estore/e452988/
2.3. Тема: «Как приобщать ребёнка к театральному искусству?» https://www.uchmag.ru/estore/e850149/
2.4. Тема: «Кукольный театр в дошкольной организации: виды, сценарии, атрибуты из
подручных материалов» - https://www.uchmag.ru/estore/e1015268/
Материально-технические условия реализации программы
 компьютер для преподавателя с подключением к интерактивной доске или проектору и
Интернет;
 театральные куклы различных систем, декорации к спектаклям
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Обучение проводится на сайте МОУ ДПО УМЦ г.о. Серпухов http://serpumc.msk.ru/moodle/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».