ИГРА КАК ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Учебно-методический центр»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)

ИГРА КАК ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Разработчик(и) программы:
Орлова Т.Э., Чернышева А.А., Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования «Учебно-методический
центр»

Серпухов, 2024

Раздел 1. Характеристика программы
1.1.
Цель реализации программы – повышение профессионального уровня в рамках
имеющейся квалификации в области организации игры как ведущего вида
деятельности дошкольников
1.2.
Планируемые результаты обучения:
Трудовая функция

Трудовое действие

Знать

Уметь

Педагогическая

Осуществление

Стратегию развития

Понимать особенности

деятельность по

профессиональной деятельности в

образования в РФ на

реализации государственной

реализации

соответствии с требованиями

современном этапе.

политики в области образования.

образовательных

федеральных государственных

Теоретические и

Характеризовать и различать

программ

образовательных стандартов

методические основы

элементов игры, функции игры,

дошкольного

дошкольного, начального общего,

развития игровой

этапы развития и формирования

образования

основного общего, среднего

деятельности детей раннего и

игры.

общего образования

дошкольного возраста.

Применять на практике методы и

Роль игрушки в психическом

приемы руководства сюжетно-

развитии ребенка.

ролевыми играми детей.

Методы организации игровой

Создавать условия организации

деятельности в соответствии

сюжетно - ролевой игры.

с ФГОС ДО.

Организовывать игровую
деятельность в соответствии с
ФГОС ДО.

1.3. Категория слушателей:
воспитатели (включая старшего) образовательных организаций, реализующих программы
дошкольного образования.
1.4. Форма обучения - очно-заочная
1.5. Срок освоения программы: 36 ч.
Раздел 2. Содержание программы
№
п/п

Наименование

Всего

Виды учебных занятий, учебных

Самостоятельная

работ

работа, час

разделов(модулей) и тем часов
Лекция,

Интерактивное

час

(практическое)

Формы
контроля

занятие, час
1.

Входной контроль

1

0

0

1

тест

2.

Стратегия развития

3

2

1

0

17

10

4

3

кейс

10

4

2

4

кейс

4

2

2

Выходной контроль

1

0

0

1

тест

Итого

36

9

9

образования в РФ на
современном этапе. ФГОС
дошкольного образования
об игровой деятельности.
3.

Теоретические и
методические основы
развития игровой
деятельности детей
раннего и дошкольного
возраста
Роль игрушки в
психическом развитии

4.

Организация игровой
деятельности в
соответствии с ФГОС ДО

5.

18

2.2. Рабочая программа
1.

Входной контроль (самостоятельная работа -

1 ч.) Самостоятельная работа-Тест
2.

Стратегия развития образования в РФ на современном этапе. ФГОС

дошкольного образования об игровой деятельности (лекция - 2 ч. Практическая
работа - 1 ч.)
Лекция- Стратегия развития образования в РФ на современном этапе. Приоритеты государственной
политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования.

Национальный проект

«Образование» — один из национальных проектов в России на период с 2019 по 2024 годы.
Модернизация

образования,

в

том

числе

посредством

внедрения

адаптивных,

практико-

ориентированных и гибких образовательных программ. Цели и задачи игровой деятельности в
соответствии с ФГОС ДО. Принципы и подходы к развитию игры. Целевые ориентиры по ФГОС ДО.
Практическая работа- Изучить современные законодательные и нормативные документы по
реализации государственной политики РФ в области образования. (Указ Президента РФ от 7 мая 2018
г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года». Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол
от 24 декабря 2018 г. № 16)). Выписать название и основные цели проектов, имеющих отношение к
дошкольному образованию.
3.

Теоретические и методические основы развития игровой деятельности детей

раннего

и

дошкольного

возраста. (лекция

-

17

ч.

Практическая

работа

-

10

ч.

самостоятельная работа - 3 ч.)
3.1.
Игра в отечественных и зарубежных исследованиях (лекция - 3 ч., практическая работа
-1ч., кейс – 1 ч.)
Лекция- Основатель дошкольной педагогики - Ф. Фребель. Взгляды на историю игры П.Ф. Лесгафта,
К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Педагогические возможности игры.
Структура игровой деятельности дошкольников. Характеристика элементов игры. Функции игры.
Главная отличительная особенность детской игры. Возникновение и развитие игры. Этапы развития
игры. Этапы формирования игры.
Практическая работа - анализ содержания ФОП ДО по игровой деятельности в разных возрастных
группах. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения.
3.2. Развитие игры в раннем и дошкольном детстве. (лекция – 3 ч., практическая работа – 1
ч.)
Лекция - Элементы игры в младенческом возрасте. Отобразительные предметно-игровые действия.
Сюжетно-отобразительная игра. Развитие сюжета игр. Развитие взаимоотношения детей в игре.
Развитие предпосылок сюжетно-ролевой игры. Характеристика сюжетно-ролевой игры в дошкольном
возрасте.
Практическая работа - Создание таблицы «Циклограмма организации разных видов игр детей в
режиме дня». Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения.
3.3. Характеристика других видов игровой деятельности дошкольника. (лекция - 2 ч.
практическое занятие - 1 ч., кейс – 1 ч.)
Лекция-

Строительные

Дидактические

игры.

игры.

Игры-драматизации.

Планирование

игровой

Игры

с

деятельности

правилами.

Подвижные

дошкольников.

игры.

Трудности

при

планировании игры. Преимущества планирования игр.
Практическая работа- Разработка конспекта сюжетно-ролевой игры (возраст на выбор). Проверка
преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения.
3.4. Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей. (лекция - 2 ч.
Практическая работа - 1 ч., Кейс – 1 ч.)
Лекция - Задачи руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников. Прямые и косвенные
приемы руководства. Комплексный метод.
Практическая работа – Наблюдение за организацией воспитателем игровой деятельности детей
дошкольного возраста, заполнение протокола наблюдения за приемами руководства игрой
детей. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения.

Самостоятельная работа-Кейс
4.
Роль игрушки в психическом развитии ребенка. (лекция - 4 ч. практическая работа - 2
ч. самостоятельная работа - 4 ч.)
4.1. Игрушка. Виды игрушек (лекция -2ч.)
Роль игрушки в жизни ребенка. История возникновения игрушки. Классификации игрушек
4.2. Психолого-педагогические условия организации игры. (лекция – 2 ч., практическая работа – 2
ч., кейс – 4ч.)
Условия организации сюжетно - ролевой игры у дошкольников. Оборудование для развития сюжетноролевых игр. Необходимый материал для обогащения сюжетно-ролевых игр. Требования к
организации развивающей среды.
Практическая работа- Подготовка атрибутов к сюжетно-ролевой игре (возрастная группа по выбору).
Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения.
5. Организация игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО. (лекция - 2 ч. практическое
занятие - 2 ч.)
Лекция- Особенности развития игровой деятельности на современном этапе. Факторы реализации
игры. Условия эффективности развития игр. Требования к педагогу.
Практическая работа- Заполнение таблицы «Требования к педагогам при организации игровой
деятельности». Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения.
5. Выходной контроль (самостоятельная работа - 1 ч.)
Самостоятельная работа-Тест
6. Итоговая аттестация
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль
Форма: тестирование Описание, требования к выполнению: дается 30 вопросов.
Критерии оценивания:
оценивание по количеству правильных ответов
Примеры заданий:
Вопрос 1. Комплексный метод руководства игрой по ФГОС ДО:
Выберите несколько ответов:
1. Планомерное обогащение жизненного опыта детей, расширение их знаний об
окружающей действительности;
2. Обогащение детского игрового опыта и культуры игры во время совместных
(обучающих) игр педагога с детьми;
3. включение всех видов игр в педагогический процесс;
4. Создание
для
развивающей
игры
предметно-игровой
среды
с
учетом
обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;
5. Проблемное общение взрослого с детьми направлено на активизацию игры детей через
постановку новых игровых задач
6. Индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности;
Вопрос 2. Кто впервые поднял вопрос о создании целостной теории игры:
Выберите один ответ:
1. К.Д. Ушинский
2. Д.Б. Эльконин
3. П.Ф. Лесгафт
4. Л.С. Выготский
5. Ф. Фребель
Вопрос 3. Главная отличительная особенность настоящей детской игры
Выберите один ответ:
1. наличие партнеров;

2. наличие воображаемой ситуации;
3. наличие игрушек.
Количество попыток: 2
Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению: надо ответить на 30 вопросов
Критерии оценивания:
тест считается пройденным при результате 60% и выше
Примеры заданий:
Вопрос 1. Отобразительные предметно-игровые действия характерны для ребенка в возрасте:
1. от 2-3 до 5-6 мес.
2. от 5-6 мес. до 1 года 6 мес.
3. от 1 года 6 мес. до 2 лет
Вопрос 2. Исследователи развития сюжета игр
1. Н.Михайленко
2. З.В.Зворыгина,
3. С.Л.Новоселова
4. Н.Пантина.
Вопрос 3. Кому принадлежит высказывание: «...Овладение ребенком более широким,
непосредственно недоступным ему кругом действительности может совершаться только в игре»
1. А.В.Запорожцу
2. А.Н.Леонтьеву
3. Л.С. Выготскому
Количество попыток: 2

Текущий контроль
Раздел программы: «Теоретические и методические основы игровой деятельности детей раннего
и дошкольного возраста»
Форма: Кейс
Описание, требования к выполнению:
Изучите основной материал в учебной литературе, заполните таблицу «Онтогенез игровой
деятельности»
Критерии оценивания:
предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3 балла информация собрана и проанализирована, сделаны аргументированные выводы; 2 балла информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в целом верные; 1
балл - информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы неверные или отсутствуют; 0
баллов - ответ отсутствует.
Пример задания:
Выявите развитие компонентов игровой деятельности в каждом возрастном этапе, заполните таблицу
«Онтогенез игровой деятельности», проанализируйте развитие игровой деятельности в зависимости
от возраста, результаты запишите в таблицу
Возраст
Компонент игры
1. Замысел игры, постановка игровых целей и
задач
2. Правила игры
3. Игровые действия, игровые предметы
4. Сюжет игры
5. Содержание игры
6. Результат игры

1-2

2-3

3-4

4-5

5-7

Количество попыток: 1

Промежуточный контроль
Раздел программы:
Роль игрушки в психическом развитии ребенка
Форма: кейс
Описание, требования к выполнению:
Изучите основной материал в учебной литературе, определите формы и методы руководства
сюжетно-ролевой игрой и заполните таблицу «Методы и приемы руководства игрой». По итогам
составьте методические рекомендации по руководству игрой на каждом возрастном этапе
Критерии оценивания:
предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3 балла информация собрана и проанализирована, сделаны аргументированные выводы; 2 балла информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в целом верные; 1
балл - информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы неверные или отсутствуют; 0
баллов - ответ отсутствует.
Примеры заданий:
Изучите основной материал в учебной литературе, определите формы и методы руководства
сюжетно-ролевой игрой и заполните таблицу «Методы и приемы руководства игрой». По итогам
составьте методические рекомендации по руководству игрой на каждом возрастном этапе.
методы/возраст
Прямые
Косвенные
Комплексные

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Итоговая аттестация
Итоговая

аттестация

осуществляется

предусмотренных программой.

по

совокупности

результатов

всех

видов

контроля,

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Литература
1. Балберова, О.Б. Комплексный диагностический инструментарий. Мониторинг игровой
деятельности детей 5-6 лет. Игровые карты с методическим описанием, карта
индивидуального профиля, сводные таблицы. 40 карт. ФГОС ДО / О.Б. Балберова. - М.:
Учитель, 2018. - 778 c.
2. Баранов, П. В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности / П.В.
Баранов, Б.В. Сазонов. - М.: МНИИПУ, 2020. - 288 c.
3. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет / Н.Ф.
Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2021. - 128 c.
4. Игровое обучение малышей: учебное пособие /Н.Н. Палагина, О.В. Бабахина, Н.А. Гулакова;
под общ. ред. В.П. Ивановой. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2020. – 442 с
5. Микляева, Наталья Викторовна Зачем и как играть с детьми в детском саду? Современный
взгляд на развитие игровой деятельности детей. ФГОС / Микляева Наталья Викторовна. - М.:
АРКТИ, 2018. - 802 c.
Электронные обучающие материалы
•

Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника

•

Чиркова Е.В. Игровая деятельность дошкольников

•

Кравцова Е.Е. Психология_игры.

•

Захарова И.Ю. Игровая педагогика.

•

Трифонова Е.В. Режиссерские игры дошкольников

Интернет-ресурсы


Интернет-портал Дошколенок https://dohcolonoc.ru/proekt.html



VK-сообщество «Проектная деятельность в ДОУ» https://vk.com/public214766075



Образовательный Портал 2011 https://portal2011.com/category/vospitatelyam/metodicheskierazrabotki/proektnaya-deyatelnost/



Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников
https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm

4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Обучение проводится на сайте МОУ ДПО УМЦ г.о. Серпухов http://serpumc.msk.ru/moodle/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».