Приложение №1 к Приказу От 04.09.2023г. №147 Положение о наставничестве в системе «учитель-учитель» г.о. Серпухов 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о наставничестве (далее – Положение) в («Наименование образовательной организации, далее - ОО») разработано в соответствие с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», Письмом Минпросвещения России от 23.01.2020 NМР42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"), Уставом МОУ ДПО УМЦ и определяет порядок организации наставничества для внедрения практикоориентированных и гибких образовательных технологий в ОО. 1.2. Настоящее Положение: – определяет цель и задачи наставничества в соответствие с методологией (целевой моделью) наставничества обучающихся (далее - Целевая модель); – устанавливает порядок организации наставнической деятельности; – определяет права и обязанности ее участников; – определяет требования, предъявляемые к наставникам; – устанавливает способы мотивации наставников и кураторов; – определяет требования к проведению мониторинга и оценки качества процесса реализации наставничества в ОО и его эффективности. 1.3. Участниками системы наставничества в ОО являются: – наставник; – лицо, в отношении которого осуществляется наставничество (далее наставляемый); – – – – – руководитель ОО; куратор наставнической деятельности в ОО; родители (законные представители) обучающихся; выпускники ОО; участники бизнес-сообщества, в том числе - работодатели, представители образовательных организаций, профессиональных ассоциаций психологов и педагогов, сотрудники органов власти в сфере здравоохранения и социального развития, представители региональной власти и органов местного самоуправления и другие субъекты и организации, которые заинтересованы в реализации программ наставничества. 2. Цель и задачи наставничества. Функции образовательной организации в области внедренияцелевой модели наставничества 2.1.Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, через создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от 10 лет, а также оказание помощи педагогическим работникам (далее — педагоги) ОО в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей. Задачами наставничества являются: улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах деятельности; – подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социальнопродуктивной деятельности в современном мире, содействие его профессиональной ориентации; – раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории; – обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе; – формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при выполнении должностных обязанностей; – ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень; – сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приеме на работу, закрепление педагогических кадров в ОО и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного развития; – создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности, участвующих в наставнической деятельности; – выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию; – формирование открытого и эффективного сообщества вокруг ОО, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками. 2.2.Внедрение целевой модели наставничества в ОО предполагает осуществление следующих функций: – реализация мероприятий «Дорожной карты» внедрения целевой модели наставничества; – ежегодная разработка, утверждение и реализация Программ наставничества; – назначение куратора, ответственного за организацию внедрения Целевой модели в ОО; – привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль за их деятельностью; – инфраструктурное (в том числе - материально-техническое, информационнометодическое) обеспечение наставничества; – осуществление персонифицированного учёта обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в наставнической деятельности ОО; – предоставление данных по итогам мониторинга и оценки качества Программы наставничества в ОО, показателей эффективности наставнической деятельности в МОУ ДПО УМЦ; – проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности наставничества; – обеспечение формирования баз данных и лучших практик наставнической деятельности в ОО; – обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 3. Порядок организации наставнической деятельности 3.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящего Положения, «Дорожной карты» внедрения Целевой модели и Программы наставничества в г.о. Серпухов. Программа наставничества разрабатывается куратором и включает в себя: − деятельность клуба молодых специалистов; − индивидуальные планы развития наставляемых под руководством наставника. 3.2. Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности несет руководитель ОО, куратор наставнической деятельности и наставники в рамках возложенных на них обязанностей по осуществлению наставничества в ОО. 3.3. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц, испытывающих потребность в развитии/освоении новых метакомпетенций и/или профессиональных компетенций. Наставничество устанавливается для следующих категорий участников образовательного процесса: – педагогические работники, вновь принятые на работу в ОО; – педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника. 3.4. Наставниками могут быть: – педагоги и иные должностные лица ОО, Критерии отбора/выдвижения наставников и куратора представлены в Приложении 1. 3.5. Назначение наставников происходит на добровольной основе. 3.6.Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической деятельности в отношении не более двух наставляемых, исключение – групповые формы работы (обучающие, коммуникативные и иные мероприятия), по согласованию с наставником и наставляемыми. Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для каждой наставнической пары (но не более 1 календарного года) в зависимости от планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа потребности в развитии наставляемого. 3.7. В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых компетенций, наставничество по согласованию с наставником и куратором может быть завершено досрочно. Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 3.8. Замена наставника производится приказом руководителя ОО, основанием могут выступать следующие обстоятельства: – прекращение наставником трудовых отношений с ОО; – психологическая несовместимость наставника и наставляемого; – систематическое неисполнение наставником своих обязанностей; – привлечение наставника к дисциплинарной ответственности; – обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество. При замене наставника период наставничества не меняется. 3.9. Этапы наставнической деятельности в ОО осуществляются в соответствие с «Дорожной картой» внедрения Целевой модели и включают в себя семь этапов: Этап 1. Подготовка условий для запуска Целевой модели; Этап 2. Формирование базы наставляемых; Этап 3. Формирование базы наставников; Этап 4. Отбор/выдвижение наставников; Этап 5. Формирование наставнических пар/групп; Этап 6. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп; Этап 7. Завершение внедрения Целевой модели. 3.10. На первом этапе происходит подготовка условий для запуска наставничества в ОО, включающая в себя информирование потенциальных участников наставнической деятельности, определение заинтересованных аудиторий, сбор и обработку предварительных запросов наставляемых, определение форм, ролевых моделей наставничества на ближайший год, исходя из потребностей ОО, заключение партнерских соглашений (формат приведен в Приложении 3.) с организациями – социальными партнерами, участвующими в реализации программ наставничества ОО. 3.11. На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь наставников (по формату, приведенному в Приложении 3), проводится уточняющий анализ их потребности в обучении, например, с помощью диагностических бесед. На данном этапе собираются: – согласия на обработку персональных данных от тех участников Программы наставничества в ОО, которые еще не давали такого согласия, – согласия на участие в Программе наставничества от будущих участников наставнической деятельности и их родителей (законных представителей), если участники - несовершеннолетние. 3.12. На третьем этапе проводится организационная работа по формированию базы данных потенциальных наставников с ориентацией на критерии отбора/выдвижения наставников (Приложение 1). 3.13. По итогам четвертого этапа формируется и утверждается реестр наставников, прошедших выдвижение или предварительный отбор. Выдвижение наставника/ков и куратора может осуществляться как администрацией, так и коллективом сотрудников. В первом случае составляется проект приказа ОО с приложением листа согласования, направляемый потенциальным наставникам и куратору для ознакомления и согласования. Во втором случае приказ издается на основании представления коллектива сотрудников (инициативной группы, структурного подразделения, комиссии, совета ОО, родительского комитета и др.), составленного в произвольной форме на имя руководителя ОО. (Приложение 2) 3.14. В рамках пятого этапа происходит формирование наставнических пар (групп) и разработка индивидуальных планов. По итогам осуществления данного этапа приказом руководителя ОО утверждается Программа наставничества на текущий учебный год. При необходимости организовываются мероприятия по развитию наставников в формате «Школы наставников» (см. Приложение 3), которые включаются в Программу наставничества. 3.15. На шестом этапе проводится текущая работа куратора, наставников и наставляемых по осуществлению мероприятий Программ наставничества. 3.16. Седьмой этап включает в себя подведение итогов, проведение итоговых мероприятий, награждение эффективных участников наставнической деятельности. – – – – – – – – – – – – – – – – 4. Права и обязанности куратора 4.1. На куратора возлагаются следующие обязанности: формирование и актуализация базы наставников и наставляемых; разработка проекта ежегодной Программы наставничества ОО; организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы наставничества; подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность и представление их на утверждение руководителю ОО; оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки участникам наставнической деятельности; мониторинг и оценка качества реализованных Программ наставничества через SWOT-анализ в разрезе осуществленных форм наставничества (Приложение 4); оценка соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели на основе Анкеты куратора (приложение 5); своевременный сбор данных по оценке эффективности внедрения Целевой модели по запросам МОУ ДПО УМЦ (Приложение 6); получение обратной связи от участников Программы наставничества и иных причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка полученных результатов; анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической деятельности в ОО и участие в его распространении. 4.2. Куратор имеет право: запрашивать документы (индивидуальные планы, заявления, представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников наставнической деятельности; вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы ОО, сопровождающие наставническую деятельность; инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности в ОО; принимать участие во встречах наставников с наставляемыми; вносить на рассмотрение руководству ОО предложения о поощрении участников наставнической деятельности; организации взаимодействия наставнических пар; на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества и высокого качества Программ наставничества. 5. Права и обязанности наставника 5.1. Наставник обязан: – помогать разрабатывать Индивидуальный план развития наставляемого, своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных мероприятий; – в соответствии с Программой наставничества лично встречаться с наставляемым для осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения, и (при необходимости), коррекции Индивидуального плана, выбора методов наставнической деятельности; – выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого в рамках мероприятий Индивидуального плана; – передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным приемам и современным методам работы или поведения, в т.ч. - оказывать наставляемому помощь по принятию правильных решений в нестандартных ситуациях и пр.; – своевременно реагировать на проявления недисциплинированности наставляемого; – личным примером развивать положительные качества наставляемого, при необходимости - корректировать его поведение; – принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в ОО, в том числе - в рамках «Школы наставников»; – в случае, если он не является сотрудником ОО, предоставить справки об отсутствии судимости, медицинские справки и иные документы, необходимые для осуществления наставнической деятельности в отношении обучающихся. 5.2. Наставник имеет право: – привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией Программы наставничества; – участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в ОО, в том числе - с деятельностью наставляемого; – выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и своевременности выполнения заданий, проектов, определенных Индивидуальным планом; – требовать выполнения наставляемым Индивидуального плана; – в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для формы наставничества «учитель-учитель») и иных оценочных или конкурсных мероприятиях; – принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества, в оценке соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели; – обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в документацию и инструменты осуществления Программ наставничества; за организационно-методической поддержкой; – обращаться к руководителю ОО с мотивированным заявлением о сложении обязанностей наставника по причинам личного характера или успешного выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий индивидуального плана развития. 6. Права и обязанности наставляемого – – – – – – – – – – – 6.1. Наставляемый обязан: выполнять задания, определенные в Индивидуальном плане, в установленные сроки, и периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные с выполнением Индивидуального плана; совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и устранять допущенные ошибки; выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением Индивидуального плана, учиться у него практическому решению поставленных задач, формировать поведенческие навыки; отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его мероприятий Индивидуального плана); сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных пунктов Индивидуального плана; проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества; принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, в соответствии с Программой наставничества ОО. 6.2. Наставляемый имеет право: пользоваться имеющейся в ОО нормативной, информационно-аналитической и учебно-методической документацией, материалами и иными ресурсами, обеспечивающими реализацию Индивидуального плана; в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать интересующую информацию; принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества, в оценке соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели; при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической деятельности в ОО. 7. Мониторинг и оценка результатов реализации наставничества 7.1. Оценка качества процесса реализации наставничества в ОО направлена на: – изучение (оценку) качества реализованных в ОО Программ наставничества, их сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар/групп «наставник-наставляемый» посредством проведения куратором SWOTанализа; – выявление соответствия условий организации Программ наставничества в ОО требованиям и принципам Целевой модели; Оценка эффективности внедрения Целевой модели осуществляется с периодичностью 1 раз в полугодие (не позднее 20 июня и 20 декабря ежегодно). 7.2. Оценка реализации Программ наставничества также осуществляется на основе анкет удовлетворенности наставников и наставляемых организацией наставнической деятельности в ОО (Приложение 5). 7.3. В целях обеспечения открытости реализации Целевой модели в ОО на сайте ОО (указать адрес страницы/раздела о наставничестве) размещается и своевременно обновляется следующая информация: – реестр наставников; – портфолио наставников; – перечень социальных партнеров, участвующих в реализации Программы наставничества ОО; – анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения Целевой модели и др. 8. Мотивация участников наставнической деятельности 8.1. Участники системы наставничества в ОО, показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением руководителя ОО к следующим видам поощрений: – публичное признание значимости их работы - объявление благодарности, награждение почетной грамотой и др.; – размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении, документов о достижениях наставляемых и др.) на сайте и страницах ОО в социальных сетях; – обучение в рамках образовательных программ, выбранных участниками, показавшими высокие результаты. 8.2. Руководство ОО также может оказывать содействие развитию социального капитала наиболее активных участников наставничества в ОО через приглашение их к участию в муниципальных мероприятиях (конференции, форумы, совещания и пр.). 8.3. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат ОО. 8.4. Руководство ОО вправе применять иные методы нематериальной и материальной мотивации с целью развития и пропаганды института наставничества и повышения его эффективности. При желании ОО может самостоятельно осуществить мониторинг влияния Программ наставничества на всех участников, оценив динамику развития их гибких навыков, уровня мотивированности и осознанности участников в вопросах саморазвития и профобразования. Приложение 1 Критерии и показатели отбора (выдвижения) наставников (кураторов) образовательной организации Общими и обязательными критериями для отбора/выдвижения наставников и куратора ОО являются: – наличие личного желания стать наставником, куратором (даже при условии его выдвижения администрацией или коллективом ОО); – авторитетность в среде коллег и обучающихся; – высокий уровень развития ключевых компетенций: • способность развивать других, • способность выстраивать отношения с окружающими, • ответственность, • нацеленность на результат, • умение мотивировать и вдохновлять других, • способность к собственному профессиональному и личностному развитию. Дополнительные критерии в разрезе форм наставничества приведены в таблице ниже: Форма Критерии наставничества УЧИТЕЛЬ – – опытный педагог, имеющий профессиональные успехи УЧИТЕЛЬ (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров), – педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и/или школьного сообщества ОО; Для отбора/выдвижения куратора он должен соответствовать критериям по форме наставничества «Учитель-учитель» и обладать дополнительно опытом управления персоналом, проектами, быть способным ставить SMARTцели, организовывать и контролировать работу коллектива, выстраивать коммуникативные каналы с наставниками и наставляемыми, вести переговоры с потенциальными партнерами ОО. Приложение 2. База наставляемых молодых специалистов и их наставников ФИО наставляемого № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Должность Дата приема наставляемого на работу ФИО наставника, его должность № и дата приказа о закреплении наставнической пары Результаты Пpoгpaммы ( повышение квалификации, прохождение курсов с полным указанием каких, включение в составы жюри, выступление на мероприятиях муниципального уровня, победы учащихся) Приложение 3. КОНЦЕПЦИЯ «Школы наставника» «Школа наставника», как постоянно действующая коммуникативная площадка для взаимодействия наставников в «Наименование ОО», создается с целью оказать им методическую и практическую помощь в осуществлении наставнической деятельности. В процессе осуществления наставнической деятельности наставники сталкиваются с различными проблемами: 1. управленческого характера: – ошибки в планировании работы наставников с наставляемыми, и, как результат, - формальный подход к работе с ними со стороны части наставников; – недостаточно проработанная система материальной и нематериальной мотивации наставников и наставляемых; – слабое использование в управлении наставничеством проектного подхода; – неэффективное управление коммуникациями между наставниками и наставляемыми; 2. социально-психологического характера: – пассивное взаимодействие наставляемого с наставником, в том числе - при выполнении его заданий; – избегание ответственности наставляемыми при осуществлении мероприятий, предусмотренных Индивидуальным планом развития наставляемого; – излишняя самоуверенность наставляемых, которая выливается в агрессивную реакцию во время взаимодействия с наставником; – появление внутренней конкуренции, когда товарищеский долг начинает тяготить наставника; – чувство обиды наставника на растущую независимость своего наставляемого; – недовольство наставляемого тем, что наставник преждевременно снял свою опеку и др. Вышеизложенное определят задачи и форматы работы «Школы наставника». Задачи «Школы наставника»: – обеспечить эффективную обратную связь с наставниками, совместный поиск способов преодоления типичных трудностей, возникающих в ходе работы наставников; – оказать методическую и практическую помощь наставникам в планировании их работы, обучении и воспитании лиц, в отношении которых осуществляется наставничество; – изучить, обобщить и распространить положительный опыт работы наставников; − координировать работу наставников, обеспечить их участие в развитии кадрового потенциала «Наименование ОО»; – повысить роль и престиж наставников. – – – – – – Форматы работы «Школы наставников»: регулярные организационные встречи для осуществления обратной связи с наставниками и с наставляемыми, успешно прошедшими наставничество; проведение обучающих мероприятий, «воркшопов», «world-caffe» и др. по актуальным вопросам наставничества; организационные встречи на базе различных образовательных организаций или организаций–партнеров, достигших наилучших результатов в работе с наставляемыми лицами; презентации опыта внедрения наставничества на коммуникативных мероприятиях, организуемых в «Наименование ОО» (Педагогические чтения, конференции, отчетные мероприятия и др.) и за ее пределами; «круглые столы» по вопросам совершенствования института наставничества в системе образования; общественное обсуждение и экспертиза нормативных, инструктивных и методических документов, разработанных для сопровождения наставнической деятельности «Наименование ОО» и др. Содержание мероприятий «Школы наставника» Перечень вопросов, рассматриваемых на форматных мероприятиях «Школы наставника», определяется, исходя из результатов проводимого мониторинга потребности в обучении наставников и организации обратной связи с ними, и нацелен на развитие дефицитных компетенций лиц, осуществляющих наставническую деятельность, в следующих областях: – управление конфликтами; – тайм-менеджмент; – управление проектами; – управление мотивацией наставляемых; – документационное обеспечение наставнической деятельности; – управление талантами; – управление личным имиджем; – управление стрессами; – психологические аспекты осуществления наставнической деятельности; – подготовка к аттестации педагогических кадров; – направления развития и совершенствование технологий наставничества в системе образования; – лучшие практики наставничества и др. Встречи участников наставнической деятельности «Наименование ОО» проводится не реже, чем один раз в квартал. Приложение 4. SWOT-анализ Программ наставничества Форма наставничества «учитель – учитель» («педагог-педагог») Факторы SWOT Внутренние Позитивные Негативные Сильные стороны: – Значительная доля участников (%), которым понравилось участие в Программе, и которые готовы продолжить работу в Программе; – Участники Программы (%) видят свое профессиональное развитие в данной ОО в течение следующих 5 лет; – У участников Программы (%) появилось желание более Слабые стороны: – Значительна доля участников (%), которым не понравилось участие в Программе, поэтому они не готовы продолжить работу в ней; – Низкая активность участников Программы (нет желания более активно участвовать в жизни ОО); – Наставляемые (%) отметили отсутствие позитивной динамики в Внешние активно участвовать в культурной жизни ОО; – У участников Программы (%) появилось желание и/или силы реализовывать собственные профессиональные работы: статьи, исследования – Наставляемые (%) после общения с наставником отмеча-ют прилив уверенности в собственных силах для развития личного, творческого и педагогического потенциала; – Участники Программы (%) отметили рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных классах, сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами благодаря Программе наставничества; – Эффективная система мотивации участников Программы; – Достаточность и понятность обучения наставников; – Высокие достижения педагогов ОО, которые можно использовать в Программе наставничества; – … Возможности: −Информационно-методическая поддержка ОО при внедрении Целевой модели со стороны Департамента образования ЕАО; −Наличие бесплатных и малобюджетных программ повышения квалификации педагогов; −Наличие многочисленных предложений от ИТ-платформ для осуществления дистанционного обучения педагогов; −Акцентирование внимание государства и общества на вопросы наставничества; −Активное внедрение в РФ и ЕАО проектного управления; −… успеваемости обучающихся, в уменьшении конфликтов с педагогическим и родительским сообществами по итогам Программе наставничества; – Неэффективная/непроработанная система мотивации участников Программы; – Не организовано систематическое развитие и методическая поддержка наставников; – Отсутствует регулярная обратная связь наставников с куратором, – Инфраструктура наставничества (материально-техническая, …) в ОО не позволяет достичь в полной мере цели и задач Целевой модели; – Высокая перегрузка педагогов-наставников, как следствие – невозможность регулярной работы с наставляемыми; – Дефицит педагогов, готовых и способных быть наставниками; – «Старение» педагогического корпуса ОО; –… Угрозы: – Нестабильность внешней социально-экономической среды функционирования ОО; – Рост конкуренции между ОО за квалифицированные педагогические кадры; – Миграционный отток квалифицированных педагогов из РК/МО; – Финансовая и организационная оптимизация сети ОО в ЕАОи в МО; – Переход на преимущественно дистанционное обучение (подрывает основу наставничества); – Отсутствие финансирования проекта внедрения Целевой модели; – … 15 Приложение 5. Анкета куратора 1.2. Оценка Программы наставничества Показатели 1. Актуальность Программы наставничества 2. Формы и программы взаимодействия наставника и наставляемого описаны достаточно для внедрения в образовательной организации 3. Программа направлена на достижение желаемого конечного результата. Ее цели конкретизированы через задачи, формулировки задач соотнесены с планируемыми результатами 4. Практическая значимость наставнического взаимодействия для личности наставляемого 5. Соответствует ли на практике организация процесса наставнической деятельности принципам, заложенным в Методологии (целевой модели) 6. Адаптивность, динамичность и гибкость Программы наставничества 7. Понятность алгоритма отбора/ выдвижения наставников, наставляемых и кураторов 10. Наличие понятных форматов (для куратора) по выстраиванию взаимодействия наставника и наставляемого 11. Понимание форм поощрения и мотивации наставников и наставляемых 12. Наличие методической поддержки и сопровождения проведения апробации методологии наставничества (горячая линия, возможность получения участником апробации исчерпывающего ответа на вопрос) 13. В достаточном ли объеме предоставлен доступ к необходимым ресурсам для апробации методологии наставничества (организационным, методическим, информационным и др.) Оцените реализацию программы в баллах, где 1 - минимальный балл, 10 - максимальный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Приложение 6 Показатели эффективности внедрения Программ наставничества в образовательной организации 1. Доля учителей-молодых специалистов (с опытом работы от 0 до 3 лет), работающих в образовательной организации, вошедших в программы наставничества в роли наставляемого, % (отношение количества учителеймолодых специалистов, вошедших в программы наставничества в роли наставляемого, к общему количеству учителей-молодых специалистов, работающих в образовательной организации). 2. Уровень удовлетворенности наставляемых участием в программах наставничества, % (опросный) (отношение количества наставляемых, удовлетворенных участием в программах наставничества, к общему количеству наставляемых, принявших участие в программах наставничества, реализуемых в образовательной организации). 3. Уровень удовлетворенности наставников участием в программах наставничества, % (опросный). Приложение 7. Анкета оценки удовлетворенности Программой наставничества (для наставляемого) 1. Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий: 1.1. Насколько комфортно было общение с наставником? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.2. Насколько полезными/интересными были личные встречи с наставником? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.3. Насколько полезными/интересными были 1 групповые встречи? 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.4. Ощущали ли Вы поддержку наставника? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 помощь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 при 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.8. Насколько было понятно, что от Вас ждет 1 наставник? 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.9. Насколько Вы довольны вашей совместной 1 работой? 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.10. Насколько оправдались Ваши ожидания 1 от участия в Программе наставничества? 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.5. Насколько наставника? полезна была 1.6. Насколько был понятен план работы с наставником? 1.7. Ощущали ли Вы общении с наставником? безопасность 2. Что для Вас особенно ценно было в программе? 3. Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить? 4. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет] 5. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет] 6. Планируете ли Вы стать наставником в будущем? [да/нет] Благодарим вас за участие в опросе! Анкета оценки удовлетворенности Программой наставничества (для наставника) 1. Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий. 1.1. Насколько было комфортно общение с наставляемым? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.2. Насколько удалось реализовать свои лидерские качества в программе? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.3. Насколько полезными/ интересными 1 были групповые встречи? 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.4. Насколько полезными/ интересными 1 были личные встречи? 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.5. Насколько работу? 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.7. Насколько Вы оцениваете 1 включенность наставляемого в процесс? 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.8. Насколько Вы совместной работой? вашей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 работа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 удалось спланировать 1 1.6. Насколько удалось осуществить план индивидуального развития наставляемого? 1.9. Насколько наставником? довольны понравилась 1.10. Насколько оправдались Ваши ожидания от участия в Программе наставничества? 2. Что особенно ценно для Вас было в программе? 3. Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить? 4. Было ли достаточным и понятным обучение, организованное в рамках «Школы наставничества»? [да/нет] 5. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет] 6. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет] 7. Была ли для Вас полезна совместная работа с наставляемым? (узнали ли Вы что-то новое и/или интересное) [да/нет] Благодарим вас за участие в опросе!