Муниципальное образовательное учреждение
дополнительногопрофессионального образования
«Учебно-методический центр»
Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
Типология учебно-исследовательской и проектной деятельность
обучающихся общеобразовательных школ
Разработчик(и) программы:
Гирба Е.Ю., Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования «Учебно-методическийцентр», к.п.н.
Серпухов, 2024
Раздел 1. Характеристика программы
1.1. Цель реализации программы – совершенствование профессиональной компетенции
учителей в процессе реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся
общеобразовательных школ.
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовое
Трудовая функция
(Профстандарт: 01.001 Педагог
(педагогическая деятельность в
Знать
действие
сфере дошкольного, начального
Формирование
универсальных
Типологию и
методологию
общего, основного общего,
среднего общего образования)
учебных действий.
проектной и
Уметь
Анализировать материалы
учащихся по проектной и
исследовательской деятельности,
оказывать методическую помощь,
направлять к специалистам в
исследовательск
ой деятельности.
(воспитатель, учитель))
соответствии свыбранным типом
проекта.
Общепедагогическая функция.
Обучение.
1.3. Категория слушателей:
учитель
1.4. Форма обучения – Очно-заочная
1.5. Срок освоения программы: 36 ч.
Раздел 2. Содержание программы
Виды учебных занятий,
учебных работ
№
Наименование разделов
Всего
п/п
(модулей) и тем
часов
Самостоятельная
Формы
работа, час
контроля
Интерактивное
Лекция,
(практическое)
занятие, час
час
Нормативная база
1
организации учебного
исследования и проектной
3
2
0
1
тест
9
3
3
3
кейс
2
1
1
0
6
2
2
2
кейс
4
1
1
2
кейс
6
2
2
2
кейс
деятельности учащихся
2
3
4
Методология учебного
исследования
Научная статья. Аннотация к
научной статье.
Творческий проект по
технологии и его
оценивание
5
6
Социальный проект и
критерии его оценивания.
Предпринимательский
проект и его оценивание.
7
Экологический проект и его
оценка
3
2
0
2
8
Работа школьного научного
общества
3
3
0
0
Итого
36
14
9
13
2.2. Рабочая программа
1 Нормативная база организации учебного исследования и проектной деятельности
учащихся ( лекция - 2 ч. )
Лекция·Лекция-Обзор документов в части касающихся учебно-исследовательской и
проектной деятельности учащихся. См. п 4.1
Самостоятельная работа 1ч. Входной тест
2 Методология учебного исследования ( лекция - 3 ч. практическое занятие - 3 ч.
самостоятельная работа - 3 ч. )
Лекция· Лекция- Методология исследовательской деятельности учащихся, её особенности и общая
характеристика. Базовые логические действия. Базовые исследовательские действия. Работа с
информацией. Значимые личностные качества учащегося-исследователя.
Исследовательские способности, пути их развития. Научные идеи, позволяющие увидеть глубину
исследуемой проблемы. Возможные трудности, опасности, критерии для оценки результативности
своего исследования. Целеполагание как конструирование исследовательского процесса.
Характеристика понятий: тема, предмет, объект, гипотеза исследования. Обоснование актуальности
выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Объект
исследования "поле" научных поисков. Идея,концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома
исследования. Понятия: источник, литература. Фактический материал, в котором очерчивается круг
основных понятий, явлений,сведений необходимых для исследования. Анализ результатов
исследования. Объекты анализа. Вычленение существенных признаков, достаточных и
вспомогательных условий в ведении исследования. Определение плюсов и минусов, полученных в
результате. Критерии оценивания учебного исследования. Общие сведения о таких проектах, как:
информационный, исследовательский, творческий, социальный, прикладной, игровой,
предпринимательский, инновационный. Взаимодействие с научно-исследовательскими центрами,
лабораториями, институтами.
Практическая работа·Задание: В соответствии с заданными темами исследований, описать
противоречия, сформулировать гипотезу, определить объект и предмет исследования.
Самостоятельная работа·Просмотр видеоматериалов защиты исследовательских работ учащимися.
Предлагается оценить защиту в соответствии с заданными критериями.
Самостоятельное изучение. ГОСТ 7.32-2017. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по
информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет онаучно-исследовательской работе.
Структура и правила оформления (введен в действие Приказом Росстандарта от 24.10.2017 N 1494-ст)
3 Научная статья. Аннотация к научной статье ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 1 ч. )
Лекция·Научная статья. Жанр, освещающий конкретный, частный вопрос, входящий в тему
исследования. Правила написания, содержание, оформление научной статьи. План написания
статьи. Логика изложения материала. Анализ фактического материала. Цитата. Сноски.Начало и
завершение статьи.
Стандарт аннотации. Краткая характеристика первичного документа с точки зрения его
назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Справочная аннотация.
Рекомендательная аннотация. Общая аннотация. Краткая аннотация. Развернутая аннотация.
Издательская аннотация. Библиографическая аннотация.
Практическая работа·На экран выводятся структурные элементы научной статьи. Задача определить
порядок структурных элементов. На экран выводятся ссылки и сноски. Задачаопределить правильность
оформления.
На экран выводятся тексты аннотаций к статьям обучающихся, производится анализ.
4 Творческий проект по технологии и его оценивание ( лекция - 2 ч. практическое занятие -2 ч.
самостоятельная работа - 2 ч. )
Лекция·Индивидуальные и групповые проекты. Общение и совместная деятельность. Структура
творческого проекта. Паспорт творческого проекта. Технологическая карта творческого проекта.
Критерии оценки творческого проекта по технологии. Проекты по технологии всероссийской
олимпиады школьников - критерии оценивания. Возможностивзаимодействия с учителями технологии,
педагогами дополнительного образования, технологическими колледжами.
Практическая работа·Обсуждение творческих проектов учащихся, связанных с обработкой
материалов (мягкая игрушка, макет электрогитары - деревообработка)
Самостоятельная работа·Просмотр видеоматериалов защиты исследовательских работ учащимися.
Предлагается оценить защиту в соответствии с заданными критериями.
5 Социальный проект и критерии его оценивания. ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 1ч.
самостоятельная работа - 2 ч. )
Лекция·Особенности социального проектирования. Структурные компоненты социального проекта.
Программа социальных действий. Социальный эффект. Социальные последствия. Паспорт
социального проекта. Критерии оценивания социальных проектов. Возможности взаимодействия со
службами социальной защиты населения, центров реабилитации, центров занятости инвалидов.
Практическая работа·Обсуждение социальных проектов, представленных на конкурс "НашеПодмосковье".
Самостоятельная работа·Просмотр видеоматериалов защиты исследовательских работ учащимися.
Предлагается оценить защиту в соответствии с заданными критериями
6 Предпринимательский проект и его оценивание. ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 2ч.
самостоятельная работа - 2 ч. )
Лекция·Предпринимательский проект - структура. Бизнес-план. Описание предприятия,продукции,
услуг. Анализ ранка сбыта продукции и закупок. Анализ конкурентов.
Маркетинговый план. Организационный план. Производственный план. Финансовый план. Критерии
оценивания предпринимательских проектов различных конкурсов. Возможности получения грантов.
Возможности участия в проектах поддержки малого и среднего бизнеса.Взаимодействие с бизнесцентрами, торгово-промышленной палатой, Высшей школой экономики.
Практическая работа·Обсуждение проектов учащихся предпринимательских классов Самостоятельная
работа·Просмотр конкурсных работ учащихся. Создание "банка типовых
ошибок"
7 Экологический проект и его оценка ( лекция - 1 ч. самостоятельная работа - 2 ч. )
Лекция·Терминология экологического проекта. Мероприятия по снижению экологического риска .
Развитие потребности у детей к познанию экологической грамотности. Структура проекта.
Взаимодействие с предприятиями городских очистных сооружений, лесничеством, рыбоохраной. Оценка
проекта
Самостоятельная работа·Обсуждение проектов учащихся. Выявление типичных ошибок.
8 Работа школьного научного общества ( лекция - 3 ч. )
Лекция·Возможности дополнительного образования и внеурочной деятельности, связанной с работой
научных обществ учащихся. Самоорганизация и самоконтроль при выполнении учебного исследования
или проекта. Возможности образовательных учреждений и Центров научно-методического
сопровождения. Мотиваторы и мотивация самостоятельной исследовательской и проектной
деятельности. Организация сетевой формы обучения в рамкахвнеурочной деятельности.
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
15 вопросов 60 минут
Критерии оценивания:
Тест считается пройденным при достижении 70% результата
Примеры заданий:
Вопрос 1. «Иванов И.И. считает, что... Его точку зрения разделяют Петров П.П. и Сидоров С.С.,дополняя
концепцию Иванова И.И. такими положениями, как.» Это текст исследовательской работы.
Выберите один ответ:
1. Верно
2. Неверно
Вопрос 2 Защита итогового индивидуального проекта направлена в первую очередь на
проверку
результатов обучающихся. Заполните пропуск.
Выберите один ответ:
1. личностных
2. метапредметных
3. предметных
Вопрос 3. Креативность предполагает. Закончите предложение.
Выберите один ответ:
1. нетрадиционный подход
2. репродуктивный подход
3. традиционный подход
4. творческий подход
Вопрос 4. Специфическим отличием социального проекта является... Закончите предложение.Выберите один
или несколько ответов:
1. связь с актуальными потребностями и проблемам общества и человека;
2. четкое представление конечного результата деятельности
3. социальный эффект.
Вопрос 5. Ученик 7 класса представил исследовательскую работу по теме «Мои уроки экономииводы», описав
методологический аппарат следующим образом:
Цель работы: необходимо подсчитать, какое количество воды можно сэкономить, если выключать воду
во время чистки зубов, если использовать клавишу половинного слива на унитазе, если пользоваться
автоматической стиральной машиной, если собирать дождевуюводу, вторично использовать воду при
мойке автомобиля и т.д.
Задачи:
1. Определить способы рационального использования воды.
2. Познакомить аудиторию с данными своих исследований, подтверждающими
целесообразность экономии воды.
Объект исследования: чистая водопроводная вода.Методы
исследования:
1. Изучение и анализ литературы по воде.
2. Сбор фактических данных о химическом и органическом составе воды.
3. Анкетирование, систематизация и обобщение полученных данных.
Пожалуйста, оцените методологический аппарат ученика
Правильный ответ 2 балла.
№
Макс.
Критерии оценивания
п/п
2.1
2.2
2.3
2.4
балл
Актуальность
исследования
Проблема исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Балл
эксперта
2
0
2
0
1
0
1
0
2.5
Цель исследования
2
1
2.6
Задачи исследования
2
1
2.7
2.8
Гипотеза исследования
Методы исследования
1
0
2
0
Вопрос 6. Целью предпринимательства является:
1. Удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах
2. Пополнение бюджета государства налоговыми поступлениями
3. Систематическое получение прибыли
Вопрос 7. Ключевые слова, определяющие понятие «предпринимательство»:
1. Риск, прибыль, потребности, конкуренция
2. Риск, прибыль, инициатива, инновации
3. Конкуренция, прибыль, налоги
4. Вопрос 8. Социальный проект определяется как
1. регулярно повторяющееся исследование одного и того же объекта по одной и той же
методике;
2. отзыв эксперта на материалы, предоставляемые ему для изучения, который содержит
положительные и отрицательные характеристики;
3. сконструированное социальное нововведение, целью которого является создание,
модернизация или поддержание в изменяющейся среде материальной и духовной ценности
Количество попыток: 1
Промежуточный контроль
Раздел программы: Методология учебного исследования Форма:
Кейс
Описание, требования к выполнению:
2 задания, обязательное выполнение к следующему занятию.
Критерии оценивания:
Система оценка кейсов: а) правильное решение кейса, подробная аргументация своего решения,
хорошее знание теоретических аспектов решения кейса в пять баллов; б) правильноерешение кейса,
достаточная аргументация своего решения, частичное знание теоретических аспектов решения кейса в
четыре балла; в) частично правильное решение кейса, недостаточная аргументация своего решения оцениваются в три балла; г) неправильное решение кейса, отсутствие необходимых знаний
теоретических аспектов решения кейса - оцениваются в ноль баллов.
Примеры заданий:
Кейс №1 Ученик 7 класса решил выполнить исследование и принес Вам начало описаниясвоей
исследовательской работы.
КРАСОТА СПАСЕТ МИР
Автор: Филиппов Алик, 7 класс
Аннотация
В статье рассматриваются основные критерии подбора комнатных растений для озеленения
школьных учреждений. Проводится анализ комнатных растений, выращиваемых в школе.
Внешний вид растений и их привлекательность позволяют сделать вывод о том, что соблюдаются
требования к условиям их содержания. Размещение комнатных растений должнопроводиться с учётом
их экологических особенностей. Главным критерием выбора растений для озеленения школы являются
условия, в которых будут находиться растения: количество света, тепла, воды и влажность воздуха. В
ходе исследования проведены измерения влажности и температуры воздуха в кабинетах школы,
определенно положения здания школы по отношению к сторонам света. Приводится список самых
неприхотливых комнатных растений, даются основные параметры подбора. Знание особенностей
комнатных растений и правильный уход за ними позволяет поддерживать в классе здоровую атмосферу.
Введение
Актуальность: комнатные растения играют главную роль в создании благоприятного микроклимата и
настроения, восстанавливают силы после напряжённого трудового дня, дарят эстетическое
наслаждение.
Цель: путём измерения температуры и влажности воздуха выяснить, к каким помещениям
(прохладным, тёплым, сухим, влажным) относятся кабинеты школы; как расположены окна в
отношении сторон света. На основании полученных данных, предложить примерный перечень
растений, которые можно использовать для озеленения нашей школы.
Задачи:
изучить научные источники, рассказывающие об условиях содержания комнатных
растений проанализировать и систематизировать собранный материал;
провести анализ комнатных растений кабинетов;
провести измерение температуры и влажности с помощью психрометрического
гигрометра;
предложить рекомендации по выбору растений для нашей школы.
Гипотеза: при выборе растений для внутреннего озеленения необходимо в первую очередь считаться
с температурой и влажностью озеленяемых помещений, а так же их освещением (расположением
окон в отношении сторон света)
Методы проведения исследования:
Поисковый, описательный, измерительный, сравнительныйВопросы:
Соответствует ли название работы её теме?
Да, нет, не совсем. Приведите аргумент.
2. Подскажите автору, что является объектом исследования.
----------- (Возможный вариант. Комнатные растения)
3. Подскажите автору, что является предметом исследования.
(Возможный вариант.
Условия роста комнатных растений)
4. Переформулируйте цель так, чтобы было одно предложение.
(Возможный вариант. Предложить примерный перечень растений, которые можно
использовать для озеленения школы)
5. Сформулируйте гипотезу, используя конструкт: «Если.......... , то
»
(Примерные варианты.
Если, комнатным растениям обеспечить правильные условия роста, то растения будутздоровыми и
красивыми.
Если растение получает мало солнечных лучей, то оно погибает;Если
растение не получает воздух, то оно погибает;
Если растение не получает воды, то оно погибает. Кейс №4 Прочитайте часть работы
учащейся 7 класса и ответьте на вопросы.
Кейс №2 Прочитайте статью учащейся и ответьте на
вопросы
ПУТЕШЕСТВИЕ МЕЧТЫ Автор: Иванова В, обучающаяся 7
класса Научный руководитель: Степанов И.В.
Аннотация
Россия - страна с огромным туристическим потенциалом. Достопримечательности российскихгородов
по своей культурной ценности существенно превосходят европейские аналоги.
Путешествовать в нашей стране можно бесконечно и даже жизни не хватит объехать и посмотреть все.
Я, в свои 13 лет, тоже очень хочу побывать во многих уголках нашей страны.
В статье, я на собственном примере доказала, что начать путешествовать возможно и в моёмвозрасте.
Данный проект позволяет познакомиться с городами России, в которых я побывала лично, расширить
круг интересов, сформировав процесс самообразования, составить целостное представление о России
как о государстве с прочными культурно-историческими корнями.
В своём проекте я не только дала характеристику городов, в которых побывала, но и поделилась
впечатлениями от всего увиденного. Продуктом моего проекта стал блог путешественника,
который обязательно поможет многим найти для себя самое уникальное место для осуществления
путешествия мечты.
Ключевые слова:
туризм, путешествие, Россия, «Большая перемена».
ВВЕДЕНИЕ.
Наша огромная многонациональная страна отличается удивительно разнообразной природой.Суровая
красота арктических островов и побережий сменяется живописными пейзажами лесной зоны, по
бескрайним равнинам текут величавые реки, вершины высоких гор покрыты ледниками. О многих
природных особенностях нашей Родины можно говорить в превосходнойстепени, употребляя эпитеты
«самый, самая, самое».
Я всегда хотела побывать в каких-то новых и интересных местах, но, к сожалению, это не всегда
возможно осуществить. Многим из нас, особенно школьникам, иногда приходится путешествовать
виртуально, на уроках географии или на канале тревел-шоу «Орел и Решка»,
«Мир наизнанку» и т.д. Но получать собственные эмоции от всего увиденного бесценно!
Узнав о всероссийском конкурсе «Большая перемена» я приняла решение в нём участвовать и побывать
в Ялте, на южном берегу Крыма, международном детском центре «Артек» т.к. финалконкурса проходил
именно там. Это было моей маленькой целью! Но тогда я и представить себе не могла, что это станет
началом моего «Путешествия мечты» по многим городам нашей Родины.
Актуальность:
Туристическая инфраструктура России не развивалась долгие годы и не получала должного внимания
государственных структур. Как следствие - в обществе возник и прочно укоренилсястереотип о полном
отсутствии в нашей стране туристической инфраструктуры и низком качестве сервиса.
Сегодня подрастает поколение, для которого Россия уже ассоциируется исключительно как страна, где
нет ничего интересного. Забываются и удивительная Карелия, и славные древниегорода Золотого
кольца, даже Москва и Санкт-Петербург уже не всегда ассоциируются с местами интересного и
полезного отдыха и туризма.
Но ситуация начала меняться. Изменения в развитии российской экономики позволили болееэффективно
развивать и инфраструктуру отечественной туристической отрасли.
Объект исследования - туризм по России.Тип
проекта: долгосрочный.
Цель работы: составление блога путешественника по России, а также популяризация внутреннего
туризма, путем воспитания чувства патриотизма у жителей российских городов посредством
акцентирования внимания на культурном достоянии городов России.
В этой связи, предмет исследования - популяризация туризма по России среди школьников.Для
достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
анкетирование учащихся;
изучение возможности посещения интересных мест по России;
обобщить сведения о наиболее интересных уголках нашей Родины, путем созданияблога
путешественника.
Методы и приемы работы: сбор информации из разных источников; чтение литературы; обсуждение,
анализ, воспроизведение полученной информации; собственные наблюдения.
Гипотезы:
1. Россия уникальное государство для осуществления неповторимого внутреннего туризма.
2. Блог путешествий поможет многим школьникам узнать и полюбить свою страну.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Не всегда у ребят моего возраста получается путешествовать, но мы с классом часто выезжаем на
различные экскурсии по близлежащим городам. Мы уже были в Москве, Туле, Коломне на различных
экскурсиях. Путешествовать на более дальние расстояния намного сложнее. На классном часе, мы
всегда обсуждаем, куда хотели бы поехать в следующий раз. Мы провели анкетирование учащихся
моего возраста, спросили, где бы они хотели побывать и что знают об этих местах. Оказалось, что
многие ребята хотели бы поближе познакомиться со своей страной, но у них нет такой возможности.
Знаний об этих местах тоже недостаточно. Мырешили, что будем делиться информацией и
впечатлениями о местах, где нам удалось побывать.
Мне удалось побывать во многих городах нашей страны, благодаря победе во Всероссийскомконкурсе
«Большая перемена», где я выиграла поездку по маршруту Москва-Владивосток- Москва.
За 14 дней мы должны были проехать 9 288 км. по самой длинной железной дороге в мире, посетить 12
городов (Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Красноярск,
о. Байкал, Иркутск, Чита, космодром «Восточный», Хабаровск, Владивосток) и более 50экскурсий,
провести 295 часов в режиме ярких впечатлений и встреч.
Основной задачей «Путешествия мечты» было познакомить учеников с регионами, нашейстраны, в том
числе через их культуру, быт и деятельность.
Образовательно-экскурсионная программа в каждый город соответствовал 12 направлениям:
«Создавай будущее», «Меняй мир вокруг», «Твори», «Познавай Россию», «Делай добро»,
«Помни», «Сохраняй природу», «Расскажи о главном», «Будь здоров», «Открывай новое»,
«Предпринимай», «Оберегай». Это вдохновило нас не просто рассказать о своем путешествии на
классном часе, но создать блог о путешествиях, чтобы и у других ребят по всей стране былавозможность
узнать о необычных местах с точки зрения обычной школьницы, а не рекламы турфирм.
Путешествие стартовало из Москвы. Мы знакомились с новыми ребятами, для нас были приготовлены
игровые станции, например, всем выдали паспорт путешественника, чтобы мымогли в нём отмечать
города и вести путевые заметки (позже они мне очень помогли в создании блога).
Когда, наш поезд отправился в путь, был уже вечер, а уже утром нас ждал первый город - Нижний
Новгород. Этот город встретил нас весело, с музыкой, танцами, было много ребят изместного отделения
Большой перемены, а также официальные лица, министр образования Нижегородской области. Так
наш поезд встречали на всех остановках! Это было очень приятно, волнительно и весело.
Нижний Новгород приготовил самую обширную программу за всё время путешествия. Каждый посетил
четыре пункта: фабрику ёлочных игрушек, машиностроительный завод, канатную дорогу, кремль. Мы
обедали в университете в студенческой столовой, это было здорово. Нам подарили пряники, флешки,
футболки, юбилейные сувениры. А еще нам раздали открытки с видами Нижнего Новгорода, мы их
подписали, положили в конверты и отправили в почтовые ящики. Через неделю мама с папой нашли мое
первое письмо в своем почтовом ящике. И такиеоткрытки домой мы отправляли из всех городов —
родителям, бабушкам, друзьям.
Вторым городом мы посетили Казань - город новых технологий! Нас встретила местная популярная
музыкальная группа и нас научили некоторым словам на татарском языке. Мы отправились на лекцию
по теме «Инновации в университете «Иннополис». Далее мы посетили музей-заповедник «Казанский
кремль». Мы увидели прекрасную и знаменитую мечеть Кул- Шарив. Потом нас привезли в
молодёжный экстрим-парк «Урам». Здесь же у нас прошла встреча с руководством РТ и вручение
памятных подарков. Казань произвела на всех огромноевпечатление и многие приняли решение, что
приедет сюда учиться и работать в будущем
И наконец последний город...Владивосток! Маяк стал нашей первой достопримечательностью. Мы все
смогли найти себе по сувениру в виде ракушки, а кто-то даже морскую звезду прихватил! Потом нас
привезли в своего рода национальный парк или заповедник. Мы рассмотрели и зашли внутрь старой
военной части времен ВОВ. Я собрала маленький гербарийв память об этом городе.
В ходе моего путешествия, я увидела нашу прекрасную страну, побывала в удивительныхместах,
связанных с ее историей, настоящим и будущим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы над проектом нам удалось побывать во многих городах и изучить некоторыеинтересные
объекты России. Цель достигнута и создан блог путешественника. Все поставленные задачи выполнены.
На мой взгляд, материалы моего исследования могут быть интересны учителям географии, истории,
обществознания, классным руководителям, при подготовке классных часов, педагогам, готовящим
детей к интеллектуальным конкурсам, для мотивации и достижения результата, работникам
туристических фирм.
С моим проектом я выступила на уроках географии в параллели седьмых классов. Мне удалосьзаинтересовать
учащихся, показать привлекательность внутреннего туризма, наиболее привлекательных туристических
объектов.
P.S. Недавно меня ждал еще один неожиданный сюрприз. Организаторы конкурса пригласиливсех
победителей совершить еще одно путешествие. Я выбрала город Мурманск т.к. всегда хотела там
побывать и лично увидеть место, которое является началом великого Северного морского пути
(кратчайшего между Европейской частью России и Дальним Востоком ). Значитблог пополнится новыми
сведениями. Я знаю, меня ждет море впечатлений и ярких эмоций!
Вопросы:
1. Является данная работа исследовательской? Да/ нет. Приведите аргументы.
2. Является ли данная работа проектной? Да/нет. Приведите аргументы.
3. Используя приведенные данные об объекте и предмете исследования, опишите «с автором»
методологический аппарат предполагаемого исследования и определите ключевые слова.
Возможный вариант ответа.
Объект исследования: туризм по России.
Предмет исследования: популяризация туризма по России среди школьников.
Цель работы: составление блога путешественника по России Для достиженияпоставленной
цели были сформулированы следующие задачи:
изучение предложений туристических фирм посещения интересных мест по России
школьниками;
изучение возможностей школьников путешествовать без сопровождения родителей(конкурсы,
наградой которых является поездка по интересным местам России); создание блога
путешественника.
Методы и приемы работы: сбор информации из разных источников; анализ, воспроизведение полученной
информации; собственные наблюдения; создание блога.
Гипотеза:
Блог путешественника поможет школьникам узнать о возможностях
организованного туризма по России.
Ключевые слова: туризм, блог, Россия
Количество попыток: не ограничено
Количество попыток: 1
Раздел программы: Творческий проект по технологии и его оценивание
Форма: кейс
Описание, требования к выполнению:
1 задание, обязательное выполнение к следующему занятию.
Критерии оценивания:
Система оценка кейсов: а) правильное решение кейса, подробная аргументация своего решения,
хорошее знание теоретических аспектов решения кейса в пять баллов; б) правильноерешение кейса,
достаточная аргументация своего решения, частичное знание теоретических аспектов решения кейса в
четыре балла; в) частично правильное решение кейса, недостаточная аргументация своего решения оцениваются в три балла; г) неправильное решение кейса, отсутствие необходимых знаний
теоретических аспектов решения кейса - оцениваются в ноль баллов.
Примеры заданий:
Учащаяся 7 класс обратилась к руководителю научного общества учащихся за помощью вподготовке к
выступлению на конференции учащихся школы. Девочка выполнила самостоятельно проект «Юбка»
(в школе на уроках технологии этого «не проходили»).
Помогите ребенку правильно оформить технологическую карту проекта и перечислите все ошибки.
Пример ребенка.
Творческий проект
«Юбка для школы»
Выполнила: ученица 7 класса Тимофеева Елена
Последовательность выполнения проекта
1. Цель работы
2. Обоснование возникшей проблемы и потребностей.
3. Краткая формулировка задачи.
4. Выявление основных параметров и ограничений.
5.Исследование.
6. История юбок
7. Разработка идей, вариантов.
8.Выбор модели.
9.Анализ идей и выбор оптимального варианта.10.Выбор
ткани.
11.Выбор инструментов, приспособлений, оборудования. 12.Правила
безопасной работы при изготовлении изделия. 13.Технологическая
последовательность изготовления изделия.14.Расчет стоимости
материалов.
15.Контроль, испытание.
16.Самооценка.
17. Литература.
1.ЦЕЛЬ РАБОТЫ.
Сшить юбку для школы 2).Обоснование
возникшей проблемы
В моём гардеробе много брюк и джинсов, но юбок мало. Так как на уроках технологии и проектной
деятельности мы учимся различным видам рукоделия (вышивка, вязание, шитье ит.д.). Я решила сшить
юбку, чтобы в ней быть красивей и привлекательной, стройной и элегантной.
3. Краткая формулировка задачи.
Когда я обосновала возникшую проблему и потребность, то сразу поняла: моя задача –смоделировать и сшить
юбку.
4. Выявление основных параметров и ограничений.
Какие требования, с учетом моих пожеланий, я предъявляю к своему будущему изделию?
1.Юбка должна быть красивой, удобной и отвечать современной моде.
2.Конструкция юбки должна соответствовать выбранной модели.
3. Будущая обнова должна хорошо сидеть на фигуре.
4. Возникающие дефекты должны быть устранены в процессе работы над вещью.
5. Нужно, чтобы юбка имела классический стиль, и ее можно было бы носить в школу с
нарядной блузкой или жакетом.
6. Изделие должно иметь низкую себестоимость и быть качественным.
5. Исследование
Так как я учусь в 7 классе, и мой рост превышает своего возраста, для меня трудно купить вещи в
нашем магазине. Для покупки вещей, необходимо ехать в районный центр или город.При выборе
необходимой вещи часто приходится сталкиваться с различными проблемами: Ненравится модель,
цвет, качество ткани, либо не позволяет цена. В наше время количество девушек в юбках резко
уменьшилось. Их место занимают "верные друзья" в любое время годаи при любых обстоятельствах—
брюки и джинсы. А мне нравится носить юбки, тем более у меня есть любимая юбка в складку с
карманами. Она очень удобная, но уже мала по размеру, поэтому я решила сшить себе такую же юбку
сама. Тем более я научилась шить ручными стежками и на швейной машине, а так же снимать мерки,
делать выкройку и раскраивать ткань. Думаю, в изготовлении проекта в трудных моментах мне
поможет учитель.
6. История юбок
Таким образом, в 60-х годах сформировалась полная коллекция различных моделей юбок, вариациями
которых пользуются и сегодняшние модельеры. Длина же юбок варьируется отчуть выше лодыжки до
чуть ниже пояса .
7. Разработка идей, вариантов.
Прямые и мини юбки, юбки со складками и клиньевые юбки.8.Выбор
модели
Модель №1. юбка – полусолнце, из однотонной легкой ткани. Длина - выше колена. Пояс сширокой
резинкой. Юбка дополнена широким розовым бантом.
Модель №2. Юбка – макси, годе. Верх юбки заужен, низ расширен за свет клиньев. Притачнымпоясом с
застежкой «молния» на заднем шве.
Модель №3.Юбка прямая, узкой формы. На переднем и заднем полотнищах по две вытачки. Застёжка на
тесьму-молнию в левом боковом шве . Верхний срез юбки обработан притачнымпоясом.
Модель№4. Юбка свободного покроя, к низу узкой формы. На переднем и заднем полотнищахпо три
защипав виде складок от пояса. С двумя карманами в боковых срезах. Верхний срез юбки обработан
притачным широким поясом с двумя пуговицами по бокам в виде отделки.
Застёжка на тесьму-молнию в заднем среднем шве .
Модель №5. Модели с бантовыми складками. Юбку можно сшить, как из тонкой, так и из плотной, а
также как из цветной, так и гладкокрашеной ткани. Юбка может быть выше коленили ниже колен. С
притачным поясом или без него. С карманами в боковых срезах или без карманов. С застежкой
«молния» в боковом или заднем срезе. Возможна отделка бантом из основной ткани на поясе сзади.
9. Анализ идей и выбор оптимального варианта
Модель № 1. Юбка - Полусолнце, очень красивая, лёгкая, подходит больше девушкам высокими
худеньким.
Модель № 2. Юбка - Годе, придаст грациозность девушкам более старшего возраста. Модель
№3.Юбка прямая, узкой формы, смотрится старомодно
Модель №4. Юбка свободного покроя, к низу узкой формы подходит больше девушкамхуденьким и
маленького роста.
Я остановила свой выбор на модели №5 Модель с бантовыми складками. Из однотонной ткани сдвумя
карманами в боковых срезах. Выше колен. С широким поясом с пуговицей и петлей на поясе. Застежка
замок «молния» в боковом левом срезе выше кармана. Низ юбки обработан атласной косой бейкой в тон
основного изделия. Эта модель придаст моей фигуре стройность. Она будет соответствовать возрасту и
может быть использована для носки в школу. Носить можно с блузой любого фасона.
10. Выбор ткани
А. Выбор лучшей ткани
Группа№1 .Ткани с добавлением натуральных растительных хлопковых волокон такие, как Зефир,
Сатин подходят больше для постельных принадлежностей. Вельвет- толстая, ворсистая кань поэтому для
моего проекта не подходит.
Группа №2. Ткани с добавлением натуральных растительных волокон льна и крапивы – как
Полотно, Камчатка, Рами больше подходит для портьер и мебели.
Группа №3. Ткани с добавлением натуральных шерстяных волокон животного происхождения. Афгален,
Габардин, Кашемир- плотные теплые ткани , более подходящие для костюма, платья
, юбки.
Группа №4. Ткани с добавлением натуральных шелковых волокон животного происхождения.Брокат,
Виссон, Альпака - холодные тонкие ткани не подходящие для изготовления проекта.
Мой выбор из Группы № 3. Ткань Габардин с добавлением натуральных шерстяных волоконживотного
происхождения.
Ее положительные качества - высокая механическая прочность, упругость, стойкость к действию
химических веществ, малосминаемость, плохая сыпучесть, плохая усадка. Низкаясебестоимость. Я
люблю коричневый цвет: строгий, не маркий и благородный. Но и есть недостатки – пониженная
гигроскопичность, высокая электризуемость при носке.
11. Выбор инструментов, приспособлений и оборудования
12.Правила безопасной работы при изготовлении изделия
13.Технологическая последовательность изготовления изделия.
1.Снимаем мерки, делаем выкройку
2). На основе одной выкройки прямого фасона можно произвести разные модели юбок.
3) Подготовка ткани к раскрою и выполнение раскроя юбки.
Для юбки с бантовыми складками, был произведен расчет складок на ширину ткани150см:
получилось 8 складок – 4 на переднем полотнище и 4 на заднем полотнище, плюс припуск набоковые
швы. Дополнительно был выкроен широкий пояс и карманы 4 детали.
4) Подготовка деталей кроя к сметыванию.
5)Сметывание складок на верхнем срезе двух полотнищ.
6)Сметывание боковых срезов, оставляя отверстие для внутренних карманов и застежки замка
«молния» с левой стороны.
7) Обработка пояса и карманов
8) Первая примерка юбки, исправление возникших дефектов.
9) Соединение боковых срезов стачиванием деталей и обработка срезов швом «зигзаг».
10) Влажно-тепловая обработка. Разутюживание боковых швов юбки.
11) Обработка карманов .
12) Обработка застежки в левом боковом шве юбки потайной тесьмой - молнией.
13) Обработка пояса, приклеивание клеевой прокладки «Дублерин». Стачивание пояса
ручными стежками.
14) Обработка верхнего среза юбки притачным поясом ручными стежками и машинной
строчкой.
15) Обработка нижнего среза юбки атласной косой бейкой с закрытым срезом.
16) Обработка петли и пришивание пуговицы.
17) Влажно-тепловая обработка
18) Окончательная обработка. Заключительная примерка юбки. Демонстрация изделия.
14. Расчет стоимости материалов.
15. Контроль, испытание.
Сделан последний стежок. Я очень рада!
Татьяна Александровна похвалила за аккуратно и красиво выполненную работу. В будущем я надеюсь смогу
сшить себе еще юбку другой модели .
16. Самооценка.
Моя юбка получилась очень аккуратная;
Подходящая по размеру и возрасту;
С ровными строчками;
С отделкой по низу изделия атласной косой бейкой.
Я очень довольна, что мне самой удалось сшить эту модель, и в моем гардеробепоявилась модная,
стильная и нужная вещ!
Для меня это - настоящая победа!
17. Литература
1. Глозман Е.С., Ставрова О.Б. и др. под ред. Хотунцева Ю.Л. Технология. Технический труд. –
Мнемознина, 2004
2. Сасова И.А., Марченко А.В.Технология: 5-8 классы: Программа. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 96 с.
3. Симоненко В.Д. Технология для 6, 7 классов. - Издательский центр, 2007
4. Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы / под ред. В. Д.
Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2003
5. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: Учебник для 6-9 классов общеобразоват.
учреждений. - М.: Просвещение, 2004
Примерный вариант ответа
Технологическая карта проекта
№пп
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Выполняемаяоперация
Выкроить полотнища
юбки с припуском на
обработку по линии верха и низа -1см, по
линиям бока 3см; и пояс шириной 10см и
длиной 70см с
припуском на обработку по всем линиям 1см.
Копирование деталей юбки
копировальными стежками
Обработать боковые срезы полотнищ юбки
стачным швом вразутюжку.
Обработать застежку юбки тесьмой «
молния» в боковом шве юбки
Подготовка юбки к примерке и устранение
дефектов
Обработка пояса
Обработка верха юбки поясом
8.
9.
10.
11.
Пришивание пуговицы для застежки
Разметка и обработка петли для застежки
Обработать низ юбки швом вподгибку с
закрытым срезом
Готовую юбку в ручную постирать в теплой
воде хозяйственным мылом
12.
Стираную юбку просушить в подвешенном
состоянии
13.
Отутюжить юбку
Инструменты и приспособления
выкройки,
линейка,
карандаш,
ножницы,
булавки
Игла, ножницы
Булавки, Шв.маш. 2М кл. ПМЗ,
ножницы
Булавки, игла, Шв.маш. 2М кл.
ПМЗ, ножницы
Булавки, игла, ножницы
Электрический утюг
Булавки, игла, Шв.маш. 2М кл.
ПМЗ, ножницы
Булавки, игла ножницы
Игла, ножницы
Игла, ножницы
Тазик, вода, мыло
Веревка, прищепки
Эл.утюг
Ошибки: общие ошибки оформления: структура текста, использование эмоциональных высказываний,
ошибки оформления литературы, отсутствие ссылок на первоисточники.
Рекомендации: обратиться к руководителю кружка кройки и шитья или учителю технологии для
наиболее глубокой проверки правильности составления и выполнения технологической карты и
оформления текста работы.
Количество попыток: 1
Раздел программы: Социальный проект и критерии его оценивания
Форма: кейс
Описание, требования к выполнению:
1 задание, обязательное выполнение к следующему занятию
Критерии оценивания:
Система оценка кейсов: а) правильное решение кейса, подробная аргументация своего решения,
хорошее знание теоретических аспектов решения кейса в пять баллов; б) правильноерешение кейса,
достаточная аргументация своего решения, частичное знание теоретических аспектов решения кейса в
четыре балла; в) частично правильное решение кейса, недостаточная аргументация своего решения оцениваются в три балла; г) неправильное решение кейса, отсутствие необходимых знаний
теоретических аспектов решения кейса - оцениваются в ноль баллов.
Примеры заданий:
Пример задания:
Буккроссинг - общественное движение, позволяющее любому человеку взять книгу абсолютно
бесплатно. Этот флешмоб поднимает вопрос о разумном потреблении и популяризирует чтение
книг. Чаще всего буккроссинг устраивается в общественных местах и выглядит как обычный шкаф
или ящик с книгами. Предложите вариант социальный проекта с использованием буккроссинга?
Пример ответа:
В рамках проекта инициативная группа создала сообщество буккроссеров и решила вовлечь в
реализацию проекта пожилых людей, чтобы те могли социализироваться и разнообразить свой досуг.
Чтобы проект
получил огласку, команда решила объявить конкурс на оборудование мест для книгообмена среди
организаций и учреждений г.о. Серпухов. По результатам отбора пять победителей получат
возможность установить погодоустойчивые полки с индивидуальным дизайном и провести церемонию
открытия нового арт-объекта (авторы проекта помогают с материалами имонтажом).
Наиболее важным критерием оценки было бы как вовлечение пожилых людей в саму акцию по
оборудованию места для книгообмена, так и дальнейшее сопровождение жизнедеятельности объекта.
Задача заключается в оборудовании постоянно действующих открытых буккроссинговых пространств.
Количество попыток: 1
Раздел программы: Предпринимательский проект и его оценивание
Форма: кейс
Описание, требования к выполнению:
1 задание, выполняется к следующему занятию
Критерии оценивания:
Кейс считается решенным, если будет описан комбинированный подход: объединение
продвижения в социальных сетях, программы лояльности и умеренных скидок.
Примеры заданий:
Кейс №1 Предпринимательский проект
Предприниматель: Екатерина, 18 лет, 3 месяца назад открыла парикмахерскую.Проблемы:
мало клиентов, не хватает денег на аренду помещения.
Описание проблем: разрабатывая бизнес-план, Екатерина указала, что будет обслуживать 15 клиентов
ежедневно. Эти данные она не рассчитывала, а указала наугад — они показались ей реальными. Исходя
из них, она рассчитала ожидаемую прибыль и согласилась на арендную плату в 25 тысяч рублей в
месяц. Но в день приходит не больше 6 клиентов, выручка в 2,5 разаниже ожидаемой и платить аренду
трудно.
Цели: привлечь клиентов и увеличить выручку, чтобы не испытывать трудности с арендой.Возможные
негативные последствия: долги по аренде, угроза существованию бизнеса.
Предложите пути выхода из сложившейся ситуации.
Вариант решения 1: реклама и продвижение. Екатерина предполагает, что на повышение
популярности её популярности привлечёт новых клиентов. Она регистрирует профили в трёх
социальных сетях и начинает регулярно публиковать посты с приглашением посетить её
парикмахерскую. Количество гостей увеличивается на 3-4 человека в день. Хорошо, но недостаточно.
Рекомендация: обратиться к индивидуальному предпринимателю Иванову Ф.Г. для получения
реальных данных.
Вариант решения 2: акции и скидки. Екатерина снижается стоимость услуг на 40-50%. Это опасный для
данной ситуации метод — количество клиентов увеличится, но выручка вырастет незначительно. А
значит вторая проблема — долги по аренде — не решится. Количество клиентов увеличивается, но
прибыль почти возрастает, потому что скидки сделаны за счет сокращения наценки.
Рекомендация: обратиться в Бизнес-инкубатор к Федоровой Г.В., ответственной за обучениеиндивидуальных
предпринимателей для получения консультации .
Вариант решения 3: программа лояльности. За каждого приведённого клиента гостю
полагается скидка на следующую услугу. Это позволяет увеличить количество посетителей
без ущерба для выручки, а также стимулировать клиентов вернуться в заведение.
Рекомендация: обратиться к индивидуальному предпринимателю Иванову Ф.Г. для получения
реальных данных.
Количество попыток: 1
Итоговая аттестация
Итоговая аттестация осуществляется по совокупности результатов всех видов контроля,предусмотренных
программой.
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
1. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372 "Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте
России 12.07.2023 N 74229)
2. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370 "Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте
России 12.07.2023 N 74223)
3. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 371 "Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте
России 12.07.2023 N 74228)
4. Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных
организациях на основе практики международных исследований качества подготовки
обучающихся" (утв. приказами Рособрнадзора N 590, Минпросвещения России N 219 от
06.05.2019) (ред. от 11.05.2022)
5. ГОСТ 7.32-2017. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации,
библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и
правила оформления (введен в действие Приказом Росстандарта от 24.10.2017 N 1494-ст)
Литература
1. Байбородова Л. В., Чернявская А. П. Методология и методы научного исследования.
Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2018. 222 с.
2. Боброва, О. С. Настольная книга предпринимателя : практ. пособие / О. С. Боброва, С. И.Цыбуков,
И. А. Бобров. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 330 с.
3. Варфоломеева З. С. Технологии научных исследований в физической культуре и спорте.
— М.: Юрайт. 2020. 106 с.
4. Гирба Е.Ю, Методология проектной и исследовательской деятельности учащихся
общеобразовательных школ: Учебно-методическое пособие: [б.м.] Издательскиерешения,
2022г., 140с.
5. Дрещинский В. А. Методология научных исследований. Учебник для бакалавриата и
магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. 274 с.
6. Дрещинский В. А. Основы научных исследований. Учебник для СПО. — М.: Юрайт. 2019.274 с.
7. Пашин Д.М., Котенкова С.Н., Мустафин А.Н., Рамазанов А.В.. Основы
предпринимательства: учеб. пособие – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. – 152 с.
8.
Розанова Н. М. Основы научных исследований. Учебно-практическое пособие. — М.:
КноРус. 2020. 328 с.
Электронные обучающие материалы
Обучение проводится на сайте МОУ ДПО УМЦ г.о. Серпухов http://serpumc.msk.ru/moodle/
Интернет-ресурсы
Материалы курса http://serpumc.msk.ru/moodle/course/view.php?id=55
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Обучение проводится на сайте МОУ ДПО УМЦ г.о. Серпухов http://serpumc.msk.ru/moodle/