Комитет по образованию Администрации городского округа Серпухов Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр» Дополнительная профессиональная программа (повышение квалификации) «Медиаобразовательные технологии в школьной библиотеке» Разработчик(и) программы: Вавильченко А.А., Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр», нет Серпухов, 2022 Раздел 1. Характеристика программы 1.1. Цель реализации программы – совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области современного библиотечного дела на основе использования медиатехнологий в работе с обучающимися.. 1.2. Планируемые результаты обучения: Трудовая функция Трудовое действие Знать Уметь Способы формирования Информационнобиблиотечное сопровождение учебновоспитательного процесса E/01.6 С помощью изученных комфортного книжного Информационно- медиатехнологий пространства в библиографическая формировать развивающее и библиотеке деятельность, обеспечение комфортное книжное образовательной свободного доступа к пространство в библиотеке организайии, с библиотечным ресурсам образовательной организации использованием общего образования медиатехнологий. Осуществление Организационно- информационно- методическое методической поддержки обеспечение воспитательной мероприятий по деятельности по развитию у формированию у обучающихся обучающихся уважения к интереса к чтению родному языку, развитию Способы применения медиатехнологий(QR Обеспечивать использование коды, облака слов, медиаобразовательных облачные сервисы) в технологий в различных видах различных видах внеурочной деятельности внеурочной деятельности. культуры речи 1.3. Категория слушателей: Педагоги-библиотекари, библиотекари, заведующие библиотекой. 1.4. Форма обучения – Очно-заочная 1.5. Срок освоения программы: 36 ч. Раздел 2. Содержание программы Виды учебных занятий, учебных работ № Наименование разделов Всего п/п (модулей) и тем часов Лекция, час Самостоятельная Формы работа, час контроля Интерактивное (практическое) занятие, час Введение. 1. Медиаобразовательные технологии во внеурочной 6 2 2 2 6 2 2 2 6 2 2 2 6 2 2 2 тест деятельности. Сторителлинг. Цифровой 2. сторителлинг в школьной библиотеке. 3. 4. Средства визуализации информации. Облака слов. QR-коды в библиотеке. практическая работа практическая работа Функционирование 5. библиотек в облачной телекоммуникационной 6 2 2 2 6 4 2 0 36 14 12 10 практическая работа среде 6. Итоговое занятие. Итоговая аттестация. Итого тест 2.2. Рабочая программа 1. Введение. Медиаобразовательные технологии во внеурочной деятельности. ( лекция 2 ч. практическое занятие - 2 ч. самостоятельная работа - 2 ч. ) Лекция·определение медиаобразовательных технологий. Рассмотрение способов и возможностей их применения в школьной библиотеке. Определение актуальности данного направления, в плане развития школьных библиотек. Практическая работа·проведение вводного тестирования, его аналитика и разбор сложных заданий. Самостоятельная работа·Самостоятелььное изучение нормативных документов 2. Сторителлинг. Цифровой сторителлинг в школьной библиотеке. ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 2 ч. самостоятельная работа - 2 ч. ) Лекция·определение сторителлинга и сфер его применения. Способы применения сторителлнга в школьной библиотеке. Виды сторителлинга. Сторителлинг как метод популяризации знаний. Цифровой сторителлинг как метод проектной деятельности учащихся. Практическая работа·создание истории по плану, изученному на лекции. Самостоятельная работа·Самостоятельное составление истории одного произведения для привлечения детей в библиотеку и популяризации чтения в рамках внеурочной деятельности . 3. Средства визуализации информации. Облака слов. ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 2 ч. самостоятельная работа - 2 ч. ) Лекция·облако слов, что это такое. Сервисы для создания облака слов. Примеры применения в школьной библиотеке. Практическая работа·изучение сервисов для создания мультимедийного контента и облаков слов. Самостоятельная работа·создать самостоятельно облако слов. Сгенерировать ссылку на него. Подготовка к обсуждению использования средств визуализации в библиотечной практике. 4. QR-коды в библиотеке. ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 2 ч. самостоятельная работа - 2 ч. ) Лекция·что такое QR коды в библиотеке, для чего они нужны? Как они могут пригодиться в библиотеке? Рассмотрим опыт использования этой "технологии дополнительной реальности". Для чего нужен QR-код. Как сканировать его. Что можно кодировать? Практическая работа·изучение программы для генерирования и сканирования QR-кодов. Инструкция по использованию QR-кода в библиотеке. Самостоятельная работа·самостоятельное создание QR-кода для школьной библиотеки по теме "Книга месяца". 5. Функционирование библиотек в облачной телекоммуникационной среде. ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 2 ч. самостоятельная работа - 2 ч. ) Лекция·будут рассмотрены наиболее эффективные способы взаимодействия библиотекарей с технически-граммотными пользователями. Среди таких способов облачные сервисы, спомощью которых можно хранить и своевременно использовать различные данные, создаватьвебформы, верстать макеты и др. Практическая работа·создание google почты и знакомство с google диском Самостоятельная работа·создание google формы,таблицы, презентации, документа. Размещение ссылок на данные документы. 6. Итоговое занятие. Итоговая аттестация. ( лекция - 4 ч. практическое занятие - 2 ч. ) Лекция·подведение итогов курса. Работа с трудностями, возникшими в процессе работы. Обмен опытом по работе с медиаобразовательными технологиями. Практическая работа·подготовка к прохождению итогового тестирования. Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы Входной контроль Форма: тестирование Описание, требования к выполнению: 20 заданий. Время на выполнение 1 академический час Критерии оценивания: Бальная система. 1-верно,0- не верно. Оценка 5- от 16 до 20 баллов,4- от 12 до 15 баллов, 3- от 11 до 8 баллов, 2- от 7 до 1 балла Примеры заданий: Какая строка не является адресом почтового ящика? 1. saveli@mail. ru 2. saveli shkola@mail. ru 3. http://www.al mazovo.ucoz. ru/ 4. Mariya 72 @yandex. ru Какие из предста вленных расширений относятся к текстовым фа йлам. 1. . jpeg 2. . avi 3. . docx 4. . rar 5. . txt 6. . exe 7. . xls 8. . html Количество попыток: не ограничено Выходной контроль Форма: тестирование Описание, требования к выполнению: 20 заданий, время на выполнение 1 академический час. Критерии оценивания: Бальная система. 1-верно, 0- не верно. Максимальное количество баллов-20. Минимальный проходной балл- 8 Примеры заданий: Мультимедия- это 1. технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов. 2. компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов. 3. информационный pecypc, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов. 4. все ответы верны Сторителлинг это 1. рассказывание историй 2. книжный челендж 3. библиотечный стриминг 4. цифровая форма взаимодействия Напишите виды облачных сервисов, которые вам известны: ___________________________________________________ Количество попыток: не ограничено Промежуточный контроль Раздел программы: Средства визуализации информации. Облака слов. Форма: Практическая работа. Описание, требования к выполнению: 1 задание, 1 час Критерии оценивания: Бальная система. 1-зачтено при выполнении следующих условий: Облако содержит не менее 10 слов, слова разных цветов, не менее 3 слов являются гиперссылкой на информационный ресурс с пояснением значения слова., 0- не зачтено, при условии невыполнения заявленных критериев. Примеры заданий: Создание облака слов по заданной теме( "Золотая рыбка", "Серебрянное копытце", "Красная шапочка"). Размещение ссылки на облако слов в медиапространстве(отправить по почте, в одном из месседжерей, разместить на сайте педагога) Количество попыток: не ограничено Раздел программы: QR-коды в библиотеке Форма: Практическая работа. Описание, требования к выполнению: 1 задание, 1 час Критерии оценивания: Бальная система. 1-зачтено при выполнении следующих условий: QR код работает и является активной ссылкой, код размещен в медиапространстве и доступен для скачивания, 0- не зачтено, если условия задания не выполнены. Примеры заданий: Создать QR-код для школьной библиотеки. Размещение кода в медиапространстве (отправить по почте, в одном из месседжерей, разместить на сайте педагога). Количество попыток: не ограничено Раздел программы: Функционирование библиотек в облачной телекоммуникационной среде. Форма: практическая работа Описание, требования к выполнению: 1 задание, 1 час Критерии оценивания: Бальная система. 1-зачтено при выполнении условий, что Google-фopмa содержит не менее 3 вопросов, Google-презентация содержит не менее 3 слайдов, Google-тaблиua содержит не менее 3 колонок. Все итоговые продукты открыты для редактирования. , 0- не зачтено, при невыполнении заявленных условий. Примеры заданий: Создать 3 информационных продукта: 1. Google-фopмa 2. Google-презентация 3. Goоgle-таблица Размещение ссылку на итоговый продукт с доступной функцией редактора в медиапространстве(отправить по почте, в одном из месседжерей, разместить на сайте педагога). Количество попыток: не ограничено Итоговая аттестация Итоговая аттестация осуществляется по совокупности результатов всех видов контроля, предусмотренных программой. Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы 4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы Нормативные документы 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. N27З- ФЗ «Об образовании Российской Федерации». 2. Федеральный образовательный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. 3. Приказ Минобрнауки РФ №715 от 15.06.2016 “Об утверждении Концепции развития школьных библиотечных информационно- центров”URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71338750/ (дата обращения 06.10.2022). 4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 мая 2011 года № 448н (о введении должности «педагогбиблиотекарь») URL: https://rg.ru/2011/07/13/doIjnosti-dok.html (дата обращения06.10.2022) 5. Рекомендации по организационно-методическому обеспечению школьного информационно-библиотечного центра с учетом перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и потребности библиотек общеобразовательных подведомственных организаций Минкультуры интеграции и России http://www.firo.ru/wp-content/upIoads/2014/09/Recomendation.pdf обращения 06.10.2022) библиотек, URL: (дата Литература 1. Грушевская, В. Ю. Применение метода цифрового сторителлинга в проектной деятельности учащихся / В. Ю. Грушевская // Педагогическое образование в России. — 2018. - №6. 2. Домненко В.М., Бурсов М.В. Создание образовательных Интернет-ресурсов. Учебное пособие. — СПбГИТМО(ТУ),2012.-104c. 3. Кубрак Н.В. Визуализация информации как средство развития медиа- информационной грамотности библиотекаря в открытом обучении: Автореферат на соискание степени магистра (44.04.01 - Педагогическое образование, Магистерская программа “Электронные образовательное технологии”) - М., 2018. - 20 с. 4. Подъяпольская(Семёнова)О.И. “Умный информационно- библиотечный центр образовательной организации//Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний. Вып.N• 2 (14), 2020, Ч.1, c.57-64 5. Протопопова Е. Э. Функционирование библиотек в облачной телекоммуникационной среде / Е. Э. Протопопова. — 2019. — № 2. — С. 42—54. 6. Семёнова О.И. Медиа-информационная грамотность как pecypc профессиональной деятельности педагога-библиотекаря, Учебнометодическое пособие. - Самара: НТЦ, 2018.-158 с. 7. Ястребцева Е.Н. 33 совета по применению в библиотеке интернета. - М.: БиблиоМир, 2019.-192 с. Электронные обучающие материалы 1. Выпускная квалификационная работа магистерская диссертация «SMM как инструмент продвижения услуги и товара в сети Интернет» 2018 г.https://eIib. pnzgu. ru/fiIes/eb/doc/cglLAvj5NXIY. pdf 2. lИетодическое пособие по работе в социальных сетях, 2018 г. http://Iib.zh32.ru/wp-content/upIoads/2018/11/SMM metodicheskoe posobie1.pdf 3. Сторителлинг –интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста. 2020 г. http://metodika.imc-peterhof.spb.ru/files/konferenciya/201711/pedagogi/kuvshinova_STORITELLING.pdf 4. Кубрак Н.В Мастерская «Инфографика как результат представления ученического исследования»/Итоги Разминки 2020 г. ресурс]// ВикиСибириада. [Электронный URL: http://wiki-sibiriada.ru/index.php Мастерская_ Инфографика_как_результат_представления_ученического_исследования/ Итоги_ Разминки (дата обращения 07.10.2022) 5. Орешко М.А.Сторителлинг: 7 беспроигрышных сюжетов- URL: http://murmansk-nordika.blogspot.ru/2015/06/7.html#more (дата обращения 07.10.2022) 6. Белая Н. Как устроена инфографика - URL: http://bit.ly/2opQtDZ (дата обращения 07.10.2022) 7. Лучшие школьные библиотеки мира-URL: http://ru.calameo.com/read/0026517317449c95fbde0 (дата обращения 07.10.2022) 8. Материал для обучения детей https://esl-kids.com/ (дата обращения 07.10.2022) 9. Обухов Н. 10 правил сторителлинга - URL: http://special.theoryandpractice.ru/storytelling (дата обращения 07.10.2022) 10. Короповская В.П. Создание мультимедийного контента в сервисе Readymag: вебинар - URL: https://youtu.be/wHPhCTyVg2E (дата обращения 07.10.2022) Интернет-ресурсы 1. Потапенко А. Сервис для создания облака слов https://www.youtube.com/watch?v=JLLG6dkGX28 (дата обращения 07.10.2022) 2. Сервис для создания облака слов https://wordcloud.pro/ru (дата обращения 07.10.2022) 4.2. Материально-технические условия реализации программы Технические средства обучения Реализация программы учебного курса требует наличия учебного кабинета. количеству Оборудование учебного обучающихся. кабинета: Технические рабочие средства персональные компьютеры с выходом в Интернет. места по обучения: