Орлова

Комитет по образованию Администрации городского округа Серпухов
Московской области
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования «Учебно-методический центр»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с ОВЗ

Разработчик(и) программы:
Орлова Т.Э., Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования «Учебно-методический
центр», нет

Серпухов, 2022

Раздел 1. Характеристика программы
1.1.
Цель реализации программы – получение новой компетенции, необходимой для
профессиональной деятельности в области инклюзивного образования
1.2.
Планируемые результаты обучения:
Трудовая функция

Трудовое действие

Знать

Уметь

Педагогическая

Осуществление

Современные представления

Проектировать образовательную

деятельность по

профессиональной деятельности в

о лицах с ОВЗ Клинико-

деятельность с учетом детей с

реализации

соответствии с требованиями

психолого- педагогическую

ОВЗ Организовывать РППС

образовательных

федеральных государственных

характеристику дефектов

группы с учетом особых

программ

образовательных стандартов

Тенденции развития

образовательных потребностей

дошкольного

дошкольного, начального общего,

инклюзии в системе

детей Использовать

образования

основного общего, среднего

образования за рубежом и в

специализированные

общего образования

России Функциональные и

программные продукты в

дидактические возможности

образовательной деятельности с

аппаратного обеспечения

учетом детей с ОВЗ

ИОТ

1.3. Категория слушателей:
воспитатели (включая старшего) образовательных организаций, реализующих программы
дошкольного образования.
1.4. Форма обучения - Очно-заочная
1.5. Срок освоения программы: 36 ч.
Раздел 2. Содержание программы

№

Наименование

Всего

Виды учебных занятий, учебных

Самостоятельная

работ

работа, час

п/п разделов(модулей) и тем часов
Лекция,

Интерактивное

час

(практическое)

Формы
контроля

занятие, час
1.

Входной контроль

1

0

0

1

тест

2.

Нормативно- правовая

5

3

2

0

14

6

5

3

кейс

15

7

5

3

кейс

1

0

0

1

тест

36

16

12

8

база реализации
инклюзивного
образования
3.

Теоретические и
методические основы
инклюзивного
образования

4.

Организация
педагогического процесса
в ДОО с учетом принципов

5.

инклюзии
Выходной контроль

6.

Итоговая аттестация
Итого

2.2. Рабочая программа
1. Входной контроль (самостоятельная работа - 1 ч.)
Самостоятельная работа-Тест
2. Нормативно- правовая база реализации инклюзивного образования (лекция - 3 ч.
практическое занятие - 2 ч.)
Лекция-Государственная политика в области образования детей с ОВЗ. Принципы
инклюзивного образования. Приоритеты построения модели инклюзивного образования.
Нормативно - правовые акты инклюзивного образования в РФ.
Практическая работа-Изучение современных законодательных и нормативных документов по
реализации государственной политики РФ в области инклюзивного образования. Проверка
преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения.
3. Теоретические и методические основы инклюзивного образования (лекция - 6 ч.
практическое занятие - 5 ч. самостоятельная работа - 3 ч.)
Самостоятельная работа-Кейс
3.1. Современные представления о лицах с ОВЗ (лекция - 2 ч. практическое занятие - 2
ч.) Лекция-Понятие «норма» как междисциплинарная проблема. Основные классификации
нарушений развития. Факторы риска в детском возрасте. Критерии явления «нормааномалия». Причины отклонений в развитии ребенка. Систематизация форм инвалидности и
современные подходы к оказанию помощи лицам с ОВЗ. Интеграция лиц с ограниченными
возможностями здоровья в среду здоровых сверстников. Систематизация форм инвалидности
для решения вопросов доступности.
Практическая работа-Решение кроссворда на знание теоретических и методических основ
инклюзивного образования
3.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дефектов (лекция - 2 ч.
практическое занятие - 3 ч.)
Лекция-Особенности детей с нарушениями речи. Особенности детей с нарушениями слуха.
Особенности детей с нарушениями зрения. Особенности лиц с нарушением интеллекта.
Особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Особенности детей с
нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Практическая работа-Изучение условий организации безбарьерной среды в образовательном
учреждении. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения.
3.3. Тенденции развития инклюзии в системе образования за рубежом и в
Российской Федерации (лекция - 2 ч. самостоятельная работа - 3 ч. )
Лекция-Евро-американский вариант инклюзивного образования. Инклюзивное образование в
государствах Латинской Америки и Африки. Международная политика в области инклюзивного
образования. Особенности развития инклюзивного образования в России. Развитие теории
инклюзивного образования
Самостоятельная работа-Проанализируйте «путь» России к практике инклюзии, выделите
общие тенденции, типичные для всех стран и особенности развития отечественной модели
инклюзивной практики.
4. Организация педагогического процесса в ДОО с учетом принципов инклюзии
(лекция - 7 ч. практическое занятие - 5 ч. самостоятельная работа - 3 ч.)
Самостоятельная работа-Кейс
4.1. Содержание образовательной деятельности в процессе инклюзии (лекция - 2 ч.
практическое занятие - 3 ч.)
Лекция-Образовательная деятельность в ДОО. Примерное планирование педагогической
работы в инклюзивной группе и кружках. Особенности организации педагогического процесса
при работе с детьми с ОВЗ. Особенности социализации детей с ОВЗ в процессе
образовательной деятельности. Формы сотрудничества с семьей.
Практическая работа-Решение проблемной ситуации на формирование толерантного
отношения к детям с ОВЗ в детском коллективе, письменный ответ на вопрос (3 ч.) Проверка
преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения.

4.2. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной
организации для детей с ОВЗ (лекция - 2 ч. практическое занятие - 1 ч.)
Лекция-Понятие развивающей предметно-пространственной среды. Назначение и цели
организации РППС ДОО. Основные принципы организации развивающей предметнопространственной среды ДОО для детей с ОВЗ.
Практическая работа-Сравнить РППС инклюзивной и общеразвивающей группы в ДОО, выявить
сходства и различия
4.3. Создание специальных условий для реализации инклюзивного образования (лекция
- 2 ч. самостоятельная работа - 3 ч.)
Лекция-Специальные условия для детей с ОВЗ. Предметное содержание. Организация
пространства.
Самостоятельная работа-Проанализируйте основной материал в учебной литературе, определите
основные группы условий инклюзивного образования и заполните таблицы «Психологопедагогические условия инклюзивного образования» и «Организационные условия педагогического
процесса инклюзивного образования»
4.4. Специализированные программные продукты. Функциональные и дидактические
возможности аппаратного обеспечения ИОТ (лекция - 1 ч. практическое занятие - 1 ч. )
Лекция-Дидактические принципы применения информационно- образовательных технологий.
Внедрение информационно - образовательных технологий. Специализированные программные
продукты. Общие требования для всех групп программного обеспечения. Соблюдение техники
безопасности и использование здоровьесберегающих технологий. Создание специальных
условий для реализации программ инклюзивного образования.
Практическая работа-Составление перечня специализированных продуктов и приспособлений
для организации инклюзивной практики в ДОО по различным категориям обучающихся с ОВЗ:
для обучающихся с нарушением зрения, с нарушением слуха и с нарушением ОДА (1 ч.).
Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения.
5. Выходной контроль (самостоятельная работа - 1 ч.)
Самостоятельная работа-Тест
6. Итоговая аттестация
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль
Форма: тестирование Описание, требования к выполнению: дается 30 вопросов.
Критерии оценивания:
оценивание по количеству правильных ответов
Примеры заданий:
Вопрос 1. Интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития,
соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных воспитываются в
массовых группах (классах), получая постоянную коррекционную помощь учителя- дефектолога
специальной группы (класса)
Выберите один ответ:
a.полная
b. частичная
c. комбинированная
d. временная
Вопрос 2. Данная группа отклонений связана с достижениями стандартов, определяющих
уровень образования

Выберите один ответ:
a. группа психических отклонений
b. группа физических отклонений
c. группа социальных отклонений
d. группа педагогических отклонений
Количество попыток: 2

Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению: надо ответить на 30 вопросов
Критерии оценивания:
тест считается пройденным при результате 60% и выше
Примеры заданий:
Вопрос 1. Занятие с одной подгруппой детей дошкольного возраста, включающее деятельность
детей за компьютером, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и др. может длиться:
Выберите один ответ:
a. 10 - 15 минут
b. от 20 до 25 минут
c. не более 7-10 минут
Вопрос 2. Определение содержания компонентов РППС для детей с ОВЗ базируется на: Выберите
один ответ:
a. деятельностном подходе;
b. личностно-ориентированном подходе;
c. комплексно-тематическом подходе.
Количество попыток: 2

Текущий контроль
Раздел программы: «Тенденции развития инклюзии в системе образования за рубежом и в
Российской Федерации»
Форма: Кейс
Описание, требования к выполнению:
2 задания. - проанализируйте становление практики инклюзии в зарубежных странах,
выделите общие тенденции, типичные для всех зарубежных стран; - проанализируйте «путь»
России к практике инклюзии и особенности развития отечественной модели инклюзивной
практики.
Критерии оценивания:
предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3
балла - информация собрана и проанализирована, сделаны аргументированные выводы; 2
балла - информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в
целом верные; 1 балл - информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы
неверные или отсутствуют; 0 баллов - ответ отсутствует.
Примеры заданий:
1. Проанализируйте становление практики инклюзии зарубежом, выделите общие
тенденции, типичные для всех зарубежных стран;
2. Проанализируйте «путь» России к практике инклюзии и особенности развития
отечественной модели инклюзивной практики
Количество попыток: 1

Промежуточный контроль
Раздел программы: Организация педагогического процесса в ДОО с учетом принципов инклюзии
Форма: кейс
Описание, требования к выполнению:
2 задания
Проанализируйте основной материал в учебной литературе, определите основные группы условий
инклюзивного образования и заполните таблицы «Психолого-педагогические условия
инклюзивного образования» и «Организационные условия педагогического процесса инклюзивного
образования»
Критерии оценивания:
предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3
балла - информация собрана и проанализирована, сделаны аргументированные выводы; 2
балла - информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в
целом верные; 1 балл - информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы
неверные или отсутствуют; 0 баллов - ответ отсутствует.
Примеры заданий:
1. Проанализируйте основной материал в учебной литературе, определите психологопедагогические условия инклюзивного образования и заполните таблицу
Содержательная характеристика

Психологопедагогические
условия
инклюзивного
образования

2. Проанализируйте

основной

материал

в

учебной

литературе,

определите

организационные условия педагогического процесса инклюзивного образования и
заполните таблицу
Содержательная характеристика

Организационные
условия
педагогического
процесса
инклюзивного
образования

Итоговая аттестация
Итоговая аттестация осуществляется по совокупности результатов всех видов контроля,
предусмотренных программой.

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
•

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ред. от 07.10.2022)
•
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»
•
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»
•
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. N 373 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам
—
образовательным программам дошкольного
образования»;
•
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 09.09.2019 №Р-93 «Об утверждении
примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной
организации»
•
Распоряжение Минпросвещения РФ от 06.08.2020 №Р-75 «Об утверждении примерного
Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность»
•
Письмо Министерства просвещения РФ от 24.11.2021 ДГ-2121/07 о направлении
методических рекомендаций об организации обучения на дому обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью
•
Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей
Минпросвещения РФ от 23.11.2020 № 07-7169
•
Письмо Минпросвещения РФ от 24.11.2020 №ДГ-2210/07 "О направлении разъяснений по
вопросу
регулирования
рабочего
времени
учителей-логопедов
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, при выполнении ими должностных
обязанностей»
•
Письмо Минпросвещения России от 14.09.2020 № ДГ-1484/07 «О направлении
разъяснений»
Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении
образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» (вместе с «Разъяснениями о
сопровождении
образования
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
и
инвалидностью»)
•
Письмо Министерства просвещения РФ от 16.05.2019 г. № ТС-1192/03 «О направлении
информации»
•
Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК-2270/07 «О сохранении системы
специализированного коррекционного образования»
•
Письмо
Минпросвещения
России
от
07.02.2020
№ВБ-234/07 «О
направлении
информации» (Вместе с «Методическими рекомендациями для специалистов психологомедико-педагогических
комиссий
по
формированию
заключений,
включающих
рекомендации по сопровождению ассистентом (помощником) и (или) тьютором»)
•
Письмо Минпросвещения РФ от 10.08.2020 №ВБ-1589/07 «Об оказании логопедической
помощи»
•
Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 №07-832 «О методических рекомендациях по
организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных
образовательных технологий»
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
Литература
1. Васильева В.С. Педагогическая практика в дошкольных организациях для детей с
нарушениями функций опорно-двигательного аппарата [Текст]: учебно-методическое
пособие / В.С.Васильева, Е.А.Буркова. -Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. -233с.

2. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика воспитание и обучение дошкольников с
нарушениями слуха / Л.А. Головчиц. - М.: Владос, 2018. - 331 с.
3. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройством аутистического
спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. - СПб. Сеанс,
2018. - 202 с.
4. Криницына Г.М.

Коррекция

речевых

нарушений:

учебное

пособие

для

вузов/Г.М.

Криницына. - 2-е изд., стер. - Москва: Издательство Юрайт, 2022 - 147 с.
5. Плаксина Л. И. Инклюзивное обучение дошкольников с нарушениями зрения: учебнометодическое пособие / Л. И. Плаксина, Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова. - Москва :
ИНФРА- М, 2021. - 192 с.
6. Современные проблемы образования обучающихся с нарушениями интеллекта: сб. учеб.метод. работ /под ред. И.Н. Нурлыгаянова, Е.С. Кузьминой. - М., Берлин: Директ-Медиа,
2018. - 89 с.
Электронные обучающие материалы
•
•

Инклюзивная практика в дошкольном образовании
Инклюзивные практики в детском саду. Методические рекомендации

•
•

Методические рекомендации по организации инклюзивного процесса в детском саду
Сборник лучших практик по инклюзивному образованию

•

Сборник рекомендаций по организации инклюзивного образования в ДОУ

Интернет-ресурсы
•

Инклюзивное образование в России http://ria.ru/disabled_know/20130830/959635715.html

•

Инклюзивное образование - особый маршрут
http://www.mk.ru/moscow/article/2013/07/23/888227-inklyuzivnoe-obrazovanie-

•
•

osobyiy- marshrut.html
Инклюзивное образование: давайте учиться вместе! http://psypress.ru/articles/25555.shtml
Портал по инклюзивному и специальному образованию детей с ограниченными
возможностями здоровья http:www.edu-open.ru

•

Сайт РООИ «Перспектива» http://perspektiva-inva.ru

•

Портал «Знаем-Можем» http://www.znaem-mozhem.ru/

•

Сайт Института проблем инклюзивного образования http://www.inclusive-edu.ru/

•

Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию
http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=55

4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Обучение проводится на сайте МОУ ДПО УМЦ г.о. Серпухов http://serpumc.msk.ru/moodle/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».