Комитет по образованию Администрации городского округа Серпухов Московской области Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр» Дополнительная профессиональная программа (повышение квалификации) ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с ОВЗ Разработчик(и) программы: Орлова Т.Э., Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр», нет Серпухов, 2022 Раздел 1. Характеристика программы 1.1. Цель реализации программы – получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности в области инклюзивного образования 1.2. Планируемые результаты обучения: Трудовая функция Трудовое действие Знать Уметь Педагогическая Осуществление Современные представления Проектировать образовательную деятельность по профессиональной деятельности в о лицах с ОВЗ Клинико- деятельность с учетом детей с реализации соответствии с требованиями психолого- педагогическую ОВЗ Организовывать РППС образовательных федеральных государственных характеристику дефектов группы с учетом особых программ образовательных стандартов Тенденции развития образовательных потребностей дошкольного дошкольного, начального общего, инклюзии в системе детей Использовать образования основного общего, среднего образования за рубежом и в специализированные общего образования России Функциональные и программные продукты в дидактические возможности образовательной деятельности с аппаратного обеспечения учетом детей с ОВЗ ИОТ 1.3. Категория слушателей: воспитатели (включая старшего) образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования. 1.4. Форма обучения - Очно-заочная 1.5. Срок освоения программы: 36 ч. Раздел 2. Содержание программы № Наименование Всего Виды учебных занятий, учебных Самостоятельная работ работа, час п/п разделов(модулей) и тем часов Лекция, Интерактивное час (практическое) Формы контроля занятие, час 1. Входной контроль 1 0 0 1 тест 2. Нормативно- правовая 5 3 2 0 14 6 5 3 кейс 15 7 5 3 кейс 1 0 0 1 тест 36 16 12 8 база реализации инклюзивного образования 3. Теоретические и методические основы инклюзивного образования 4. Организация педагогического процесса в ДОО с учетом принципов 5. инклюзии Выходной контроль 6. Итоговая аттестация Итого 2.2. Рабочая программа 1. Входной контроль (самостоятельная работа - 1 ч.) Самостоятельная работа-Тест 2. Нормативно- правовая база реализации инклюзивного образования (лекция - 3 ч. практическое занятие - 2 ч.) Лекция-Государственная политика в области образования детей с ОВЗ. Принципы инклюзивного образования. Приоритеты построения модели инклюзивного образования. Нормативно - правовые акты инклюзивного образования в РФ. Практическая работа-Изучение современных законодательных и нормативных документов по реализации государственной политики РФ в области инклюзивного образования. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения. 3. Теоретические и методические основы инклюзивного образования (лекция - 6 ч. практическое занятие - 5 ч. самостоятельная работа - 3 ч.) Самостоятельная работа-Кейс 3.1. Современные представления о лицах с ОВЗ (лекция - 2 ч. практическое занятие - 2 ч.) Лекция-Понятие «норма» как междисциплинарная проблема. Основные классификации нарушений развития. Факторы риска в детском возрасте. Критерии явления «нормааномалия». Причины отклонений в развитии ребенка. Систематизация форм инвалидности и современные подходы к оказанию помощи лицам с ОВЗ. Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников. Систематизация форм инвалидности для решения вопросов доступности. Практическая работа-Решение кроссворда на знание теоретических и методических основ инклюзивного образования 3.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дефектов (лекция - 2 ч. практическое занятие - 3 ч.) Лекция-Особенности детей с нарушениями речи. Особенности детей с нарушениями слуха. Особенности детей с нарушениями зрения. Особенности лиц с нарушением интеллекта. Особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Особенности детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Практическая работа-Изучение условий организации безбарьерной среды в образовательном учреждении. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения. 3.3. Тенденции развития инклюзии в системе образования за рубежом и в Российской Федерации (лекция - 2 ч. самостоятельная работа - 3 ч. ) Лекция-Евро-американский вариант инклюзивного образования. Инклюзивное образование в государствах Латинской Америки и Африки. Международная политика в области инклюзивного образования. Особенности развития инклюзивного образования в России. Развитие теории инклюзивного образования Самостоятельная работа-Проанализируйте «путь» России к практике инклюзии, выделите общие тенденции, типичные для всех стран и особенности развития отечественной модели инклюзивной практики. 4. Организация педагогического процесса в ДОО с учетом принципов инклюзии (лекция - 7 ч. практическое занятие - 5 ч. самостоятельная работа - 3 ч.) Самостоятельная работа-Кейс 4.1. Содержание образовательной деятельности в процессе инклюзии (лекция - 2 ч. практическое занятие - 3 ч.) Лекция-Образовательная деятельность в ДОО. Примерное планирование педагогической работы в инклюзивной группе и кружках. Особенности организации педагогического процесса при работе с детьми с ОВЗ. Особенности социализации детей с ОВЗ в процессе образовательной деятельности. Формы сотрудничества с семьей. Практическая работа-Решение проблемной ситуации на формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в детском коллективе, письменный ответ на вопрос (3 ч.) Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения. 4.2. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации для детей с ОВЗ (лекция - 2 ч. практическое занятие - 1 ч.) Лекция-Понятие развивающей предметно-пространственной среды. Назначение и цели организации РППС ДОО. Основные принципы организации развивающей предметнопространственной среды ДОО для детей с ОВЗ. Практическая работа-Сравнить РППС инклюзивной и общеразвивающей группы в ДОО, выявить сходства и различия 4.3. Создание специальных условий для реализации инклюзивного образования (лекция - 2 ч. самостоятельная работа - 3 ч.) Лекция-Специальные условия для детей с ОВЗ. Предметное содержание. Организация пространства. Самостоятельная работа-Проанализируйте основной материал в учебной литературе, определите основные группы условий инклюзивного образования и заполните таблицы «Психологопедагогические условия инклюзивного образования» и «Организационные условия педагогического процесса инклюзивного образования» 4.4. Специализированные программные продукты. Функциональные и дидактические возможности аппаратного обеспечения ИОТ (лекция - 1 ч. практическое занятие - 1 ч. ) Лекция-Дидактические принципы применения информационно- образовательных технологий. Внедрение информационно - образовательных технологий. Специализированные программные продукты. Общие требования для всех групп программного обеспечения. Соблюдение техники безопасности и использование здоровьесберегающих технологий. Создание специальных условий для реализации программ инклюзивного образования. Практическая работа-Составление перечня специализированных продуктов и приспособлений для организации инклюзивной практики в ДОО по различным категориям обучающихся с ОВЗ: для обучающихся с нарушением зрения, с нарушением слуха и с нарушением ОДА (1 ч.). Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения. 5. Выходной контроль (самостоятельная работа - 1 ч.) Самостоятельная работа-Тест 6. Итоговая аттестация Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы Входной контроль Форма: тестирование Описание, требования к выполнению: дается 30 вопросов. Критерии оценивания: оценивание по количеству правильных ответов Примеры заданий: Вопрос 1. Интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных воспитываются в массовых группах (классах), получая постоянную коррекционную помощь учителя- дефектолога специальной группы (класса) Выберите один ответ: a.полная b. частичная c. комбинированная d. временная Вопрос 2. Данная группа отклонений связана с достижениями стандартов, определяющих уровень образования Выберите один ответ: a. группа психических отклонений b. группа физических отклонений c. группа социальных отклонений d. группа педагогических отклонений Количество попыток: 2 Выходной контроль Форма: тестирование Описание, требования к выполнению: надо ответить на 30 вопросов Критерии оценивания: тест считается пройденным при результате 60% и выше Примеры заданий: Вопрос 1. Занятие с одной подгруппой детей дошкольного возраста, включающее деятельность детей за компьютером, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и др. может длиться: Выберите один ответ: a. 10 - 15 минут b. от 20 до 25 минут c. не более 7-10 минут Вопрос 2. Определение содержания компонентов РППС для детей с ОВЗ базируется на: Выберите один ответ: a. деятельностном подходе; b. личностно-ориентированном подходе; c. комплексно-тематическом подходе. Количество попыток: 2 Текущий контроль Раздел программы: «Тенденции развития инклюзии в системе образования за рубежом и в Российской Федерации» Форма: Кейс Описание, требования к выполнению: 2 задания. - проанализируйте становление практики инклюзии в зарубежных странах, выделите общие тенденции, типичные для всех зарубежных стран; - проанализируйте «путь» России к практике инклюзии и особенности развития отечественной модели инклюзивной практики. Критерии оценивания: предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3 балла - информация собрана и проанализирована, сделаны аргументированные выводы; 2 балла - информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в целом верные; 1 балл - информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы неверные или отсутствуют; 0 баллов - ответ отсутствует. Примеры заданий: 1. Проанализируйте становление практики инклюзии зарубежом, выделите общие тенденции, типичные для всех зарубежных стран; 2. Проанализируйте «путь» России к практике инклюзии и особенности развития отечественной модели инклюзивной практики Количество попыток: 1 Промежуточный контроль Раздел программы: Организация педагогического процесса в ДОО с учетом принципов инклюзии Форма: кейс Описание, требования к выполнению: 2 задания Проанализируйте основной материал в учебной литературе, определите основные группы условий инклюзивного образования и заполните таблицы «Психолого-педагогические условия инклюзивного образования» и «Организационные условия педагогического процесса инклюзивного образования» Критерии оценивания: предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3 балла - информация собрана и проанализирована, сделаны аргументированные выводы; 2 балла - информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в целом верные; 1 балл - информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы неверные или отсутствуют; 0 баллов - ответ отсутствует. Примеры заданий: 1. Проанализируйте основной материал в учебной литературе, определите психологопедагогические условия инклюзивного образования и заполните таблицу Содержательная характеристика Психологопедагогические условия инклюзивного образования 2. Проанализируйте основной материал в учебной литературе, определите организационные условия педагогического процесса инклюзивного образования и заполните таблицу Содержательная характеристика Организационные условия педагогического процесса инклюзивного образования Итоговая аттестация Итоговая аттестация осуществляется по совокупности результатов всех видов контроля, предусмотренных программой. Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы 4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы Нормативные документы • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 07.10.2022) • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» • Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» • Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»; • Распоряжение Министерства просвещения РФ от 09.09.2019 №Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» • Распоряжение Минпросвещения РФ от 06.08.2020 №Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» • Письмо Министерства просвещения РФ от 24.11.2021 ДГ-2121/07 о направлении методических рекомендаций об организации обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью • Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения РФ от 23.11.2020 № 07-7169 • Письмо Минпросвещения РФ от 24.11.2020 №ДГ-2210/07 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования рабочего времени учителей-логопедов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при выполнении ими должностных обязанностей» • Письмо Минпросвещения России от 14.09.2020 № ДГ-1484/07 «О направлении разъяснений» Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» (вместе с «Разъяснениями о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью») • Письмо Министерства просвещения РФ от 16.05.2019 г. № ТС-1192/03 «О направлении информации» • Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования» • Письмо Минпросвещения России от 07.02.2020 №ВБ-234/07 «О направлении информации» (Вместе с «Методическими рекомендациями для специалистов психологомедико-педагогических комиссий по формированию заключений, включающих рекомендации по сопровождению ассистентом (помощником) и (или) тьютором») • Письмо Минпросвещения РФ от 10.08.2020 №ВБ-1589/07 «Об оказании логопедической помощи» • Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 №07-832 «О методических рекомендациях по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий» • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Литература 1. Васильева В.С. Педагогическая практика в дошкольных организациях для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата [Текст]: учебно-методическое пособие / В.С.Васильева, Е.А.Буркова. -Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. -233с. 2. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха / Л.А. Головчиц. - М.: Владос, 2018. - 331 с. 3. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройством аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. - СПб. Сеанс, 2018. - 202 с. 4. Криницына Г.М. Коррекция речевых нарушений: учебное пособие для вузов/Г.М. Криницына. - 2-е изд., стер. - Москва: Издательство Юрайт, 2022 - 147 с. 5. Плаксина Л. И. Инклюзивное обучение дошкольников с нарушениями зрения: учебнометодическое пособие / Л. И. Плаксина, Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова. - Москва : ИНФРА- М, 2021. - 192 с. 6. Современные проблемы образования обучающихся с нарушениями интеллекта: сб. учеб.метод. работ /под ред. И.Н. Нурлыгаянова, Е.С. Кузьминой. - М., Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 89 с. Электронные обучающие материалы • • Инклюзивная практика в дошкольном образовании Инклюзивные практики в детском саду. Методические рекомендации • • Методические рекомендации по организации инклюзивного процесса в детском саду Сборник лучших практик по инклюзивному образованию • Сборник рекомендаций по организации инклюзивного образования в ДОУ Интернет-ресурсы • Инклюзивное образование в России http://ria.ru/disabled_know/20130830/959635715.html • Инклюзивное образование - особый маршрут http://www.mk.ru/moscow/article/2013/07/23/888227-inklyuzivnoe-obrazovanie- • • osobyiy- marshrut.html Инклюзивное образование: давайте учиться вместе! http://psypress.ru/articles/25555.shtml Портал по инклюзивному и специальному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья http:www.edu-open.ru • Сайт РООИ «Перспектива» http://perspektiva-inva.ru • Портал «Знаем-Можем» http://www.znaem-mozhem.ru/ • Сайт Института проблем инклюзивного образования http://www.inclusive-edu.ru/ • Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=55 4.2. Материально-технические условия реализации программы Технические средства обучения Обучение проводится на сайте МОУ ДПО УМЦ г.о. Серпухов http://serpumc.msk.ru/moodle/