Комитет по образованию Администрации городского округа Серпухов Московской области Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр» Дополнительная профессиональная программа (повышение квалификации) ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - МЕТОД НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Разработчик(и) программы: Орлова Т.Э., Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр», нет Серпухов, 2023 Раздел 1. Характеристика программы 1.1. Цель реализации программы – повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в области организации проектной деятельности дошкольников 1.2. Планируемые результаты обучения: Трудовая функция Трудовое действие Знать Уметь Педагогическая Осуществление Понятие и значение Создавать проекты на основе деятельность по профессиональной деятельности в проектной деятельности, партиципации и сотрудничества, реализации соответствии с требованиями основы организации организовывать обучение образовательных федеральных государственных проектной деятельности в дошкольников через проектную программ образовательных стандартов ДОО, условия для деятельность, активно привлекать дошкольного дошкольного, начального общего, организации проектов в ДОО членов семьи к проектной образования основного общего, среднего деятельности, вести общего образования документацию проекта, оценивать проекты, как ключевые процессы, проектировать РППС для организации проектов, планировать педагогическую работу по организации проектов в общеразвивающей и инклюзивной группе, в кружках 1.3. Категория слушателей: воспитатели (включая старшего) образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования. 1.4. Форма обучения - Очно-заочная 1.5. Срок освоения программы: 36 ч. Раздел 2. Содержание программы № Наименование Всего Виды учебных занятий, учебных Самостоятельная работ работа, час п/п разделов(модулей) и тем часов Лекция, Интерактивное час (практическое) Формы контроля занятие, час 1. Входной контроль 1 0 0 1 тест 2. Понятие и значение 7 4 3 0 20 8 10 2 кейс 7 4 2 1 кейс 1 0 0 1 тест проектной деятельности 3. Организация проектной деятельности в ДОО 4. Создание условий для организации проектов в ДОО 5. Выходной контроль 6. Итоговая аттестация Итого 1 36 16 15 5 тест 2.2. Рабочая программа 1. Входной контроль (самостоятельная работа - 1 ч.) Самостоятельная работа-Тест 2. Понятие и значение проектной деятельности (лекция - 4 ч. практическое занятие 3 ч.) 2.1. Проект и проектная деятельность (лекция 2 ч.) Проект в образовательных организациях - спланированное образовательное мероприятие сообщества детей и взрослых в учебных целях. Выделение интересов детей и определение темы будущей работы через проектную деятельность. Рабочая группа по руководству проектом. 2.2. Значение проектной деятельности для образовательного процесса (лекция 2ч., практическая работа - 3ч.) Лекция- Значение проектной деятельности организации обучения дошкольников через для образовательного проектную процесса. деятельность. Формы Совместные образовательные процессы, ориентированные на жизненные ситуации. Проектная деятельность и игры Практическая работа- Создание таблицы, в которой показаны основные отличия проектов от других образовательных мероприятий, которым не присущи признаки проектной деятельности. Обоснуйте, нужна ли проектная деятельность в ДОО и почему. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения. 3. Организация проектной деятельности в ДОО. (лекция - 8 ч. Практическая работа 10 ч. самостоятельная работа - 2 ч.) 3.1. Основы проектной деятельности (лекция - 2 ч., практическая работа -2ч.) Лекция- Стандарты по основам проектной деятельности. Стандарты этапов проектной деятельности. Ведение диалога и роль педагогического коллектива. Понятия партиципации и сотрудничества. Отличительные черты позиции педагога в образовательной деятельности на основе сотрудничества. Комплексное обучение и акцент на отдельных темах. Технические средства — важный инструмент в ходе проекта. Открытая проектная деятельность как цель. Способы формирования рабочей группы в рамках проектной деятельности. Актуальные проекты в повседневной практике. Активное привлечение членов семьи к проектной деятельности. Документация и оценка проекта как ключевые процессы. Практическая работа - написать примеры вовлечения родителей на каждом этапе проектной деятельности. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения. 3.2. Этапы проекта (лекция – 2 ч., практическая работа – 3 ч.) Лекция - Содержание этапов реализации проекта. Поиск новых проектов и формирование групп. Стимулы для организации проектов. Совместное планирование. Организация дискуссии с детьми. Постановка проблемы. Реализация проекта. Презентация и оценка проекта. Продолжение проекта. Практическая работа - Создание таблицы «Этапы преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения. реализации проекта». Проверка 3.3. Результаты проектной деятельности (лекция - 2 ч. практическое занятие - 3 ч.) Лекция- Культура непрерывного образования в ходе проектной деятельности с дошкольниками. Партиципативная и совместная организация учебного процесса в проектах обеспечивает оптимальные условия для развития инклюзивной педагогики и раскрытия ее потенциала. Обучение в смешанных рабочих группах детей, растущих в разной культурной среде, с разными способностями и потребностями. Усиление роли самостоятельного обучения дошкольников. Высокая учебная мотивация детей и ситуации успеха в проекте. Практическая работа- Описание деятельности педагога и дошкольников в совместном проекте в течение режимных моментов. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения. 3.4. Особенности проектной деятельности с детьми младше 3-х лет (лекция - 2 ч. Практическая работа - 2 ч., Кейс – 2 ч.) Лекция- Поиск темы проекта. Формирование рабочих групп. Привлечение детей младше трех лет в разновозрастные рабочие группы. Мотивация детей младше 3-х лет для участия в проектной деятельности. Влияние возраста детей на продолжительность проекта. Устойчивые результаты проектной деятельности. Привлечение детей младше трех лет в разновозрастные рабочие группы. Практическая работа (2ч.) – Создать таблицу «Влияние возраста детей на продолжительность проекта». Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения. Самостоятельная работа-Кейс 2ч. 4. Создание условий для организации проектов в ДОО. (лекция - 4 ч. практическая работа - 2 ч. самостоятельная работа - 1 ч.) 4.1. Благоприятная атмосфера для проведения проектов в ДОО (лекция -2ч.) Эффективность проектной деятельности. Управление образовательным процессом. Организация и проведение проектной деятельности в открытых группах. Личностные рамочные условия. Компетентности педагога, необходимые для эффективной проектной деятельности. Условия организации эффективной проектной деятельности в дошкольных образовательных организациях. 4.2. Проектирование РППС по познавательно-исследовательскому развитию (лекция – 1 ч.) Принципы построения образовательной среды. Организационно-методические принципы построения РППС. Особенности организации образовательной среды по познавательно исследовательской деятельности. Модель образовательной среды ДОУ, способствующей развитию проектной деятельности дошкольников и ее компоненты. Самостоятельная работа-Кейс 1ч. 4.3. Развитие проектной деятельности (лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч.) Лекция-Образовательная деятельность в ДОО. Примерное планирование педагогической работы в инклюзивной группе и кружках. Особенности организации педагогического процесса при работе с детьми с ОВЗ. Особенности социализации детей с ОВЗ в процессе образовательной деятельности. Формы сотрудничества с семьей. Практическая работа- Создать содержание методического дня педагогического мастерства, посвященного проектной деятельности (2ч.) Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения. 5. Выходной контроль (самостоятельная работа - 1 ч.) Самостоятельная работа-Тест 6. Итоговая аттестация Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы Входной контроль Форма: тестирование Описание, требования к выполнению: дается 30 вопросов. Критерии оценивания: оценивание по количеству правильных ответов Примеры заданий: Вопрос 1. Успешное вхождение детей в проект гарантируют: Выберите один ответ: А) Тщательное пошаговое планирование проекта; Б) Готовность воспринимать новые идеи и изменения; В) Соблюдение определенных ритуалов, ответы на ключевые вопросы, тщательное пошаговое планирование проекта, готовность воспринимать новые идеи и изменения. Вопрос 2. Предпосылки для организации проектной деятельности с детьми раннего возраста: Выберите один ответ: А) Дети могут удерживать внимание взрослого, очень любознательны и хотят во всем участвовать Б) Дети начинают разговаривать, осознанно произносят несколько простых слов. В) Дети интересуются процессом изменения; любят с помощью различных инструментов расширять возможности созидания; детям доставляет удовольствие получение новой информации с помощью всех органов чувств. Вопрос 3. Предпосылки для организации проектной деятельности с детьми раннего возраста: Выберите один ответ: А) Дети могут удерживать внимание взрослого, очень любознательны и хотят во всем участвовать Б) Дети начинают разговаривать, осознанно произносят несколько простых слов. В) Дети интересуются процессом изменения; любят с помощью различных инструментов расширять возможности созидания; детям доставляет удовольствие получение новой информации с помощью всех органов чувств. Количество попыток: 2 Выходной контроль Форма: тестирование Описание, требования к выполнению: надо ответить на 30 вопросов Критерии оценивания: тест считается пройденным при результате 60% и выше Примеры заданий: Вопрос 1. Проект в образовательных организациях — это: А) Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослых и детей; Б) Взаимодействие детей и родителей в учебных целях; В) Спланированное образовательное мероприятие сообщества детей и взрослых в учебных целях Вопрос 2. Проекты обеспечивают условия, которые различными способами способствуют тому, чтобы А) Дети существенно пополнили свои базовые компетентности и активно применяли свои компетентности в области языка, грамотности и использования мультимедийных средств; Б) Дети были подготовлены к школьному обучению; В) Дети научились взаимодействовать со сверстниками. Вопрос 3. Успешное вхождение детей в проект гарантируют: А) Тщательное пошаговое планирование проекта; Б) Готовность воспринимать новые идеи и изменения; В) Соблюдение определенных ритуалов, ответы на ключевые вопросы, тщательное пошаговое планирование проекта, готовность воспринимать новые идеи и изменения. Количество попыток: 2 Текущий контроль Раздел программы: «Организация проектной деятельности в ДОО» Форма: Кейс Описание, требования к выполнению: сравните использование парциальных программ по использованию познавательно- исследовательской деятельности и познавательно-исследовательских проектов в практике образовательной деятельности в ДОО, выявите сходства и различия, проанализируйте результативность Критерии оценивания: предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3 балла - информация собрана и проанализирована, сделаны аргументированные выводы; 2 балла - информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в целом верные; 1 балл - информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы неверные или отсутствуют; 0 баллов - ответ отсутствует. Пример задания: Сравните использование парциальных программ по использованию познавательно- исследовательской деятельности и познавательно-исследовательских проектов в практике образовательной деятельности в ДОО, выявите сходства и различия, проанализируйте результативность, результаты запишите в таблицу № п/п Критерии оценки Парциальная Познавательно- программа по познавательно- исследовательский проект исследовательской деятельности 1. Определение целей и задач 2. Учет индивидуальных обучающихся 3. Направленность 4. Построение учебного материала 5. Влияние детей на ход обучения 6. Использование сотрудничества интересов принципов Количество попыток: 1 Промежуточный контроль Раздел программы: Создание благоприятных условий для проведения проектов в ДОО Форма: кейс Описание, требования к выполнению: Изучите основной материал в учебной литературе, определите создание условий для создания эффективной образовательной среды в своей группе и заполните таблицу «Компоненты РППС, способствующие развитию проектной деятельности». По итогам составьте методические рекомендации. Критерии оценивания: предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3 балла - информация собрана и проанализирована, сделаны аргументированные выводы; 2 балла - информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в целом верные; 1 балл - информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы неверные или отсутствуют; 0 баллов - ответ отсутствует. Примеры заданий: Изучите основной материал в учебной литературе, определите создание условий для создания эффективной образовательной среды в своей группе и заполните таблицу «Компоненты РППС, способствующие развитию проектной деятельности». По итогам составьте методические рекомендации. Компоненты образовательной среды ДОУ, способствующей Содержательная характеристика развитию проектной деятельности дошкольников Методические рекомендации Итоговая аттестация Итоговая аттестация осуществляется по совокупности результатов всех видов контроля, предусмотренных программой. Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы 4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы Литература 1. Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду. Организация проектирования, конспекты проектов. Волгоград, издательство «Учитель», 2017 г. – 135с. 2. Иваничкина Т.А., Никитина И.А., Ускова О.Ю., Рыбина М.И. Проекты в ДОО. Экологический образовательный проект "Солнечный круг" для детей 5-7 лет. Волгоград, издательство «Учитель», 2018 г. – 69с. 3. Кудрявцева Е.А., Рыбачева М.В. Проекты для детей. Мир профессий глазами ребенка. Волгоград, издательство «Учитель», 2019 г. – 83с. 4. Михайлова-Свирская Л.В. Лаборатория грамотности. Учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования. Издательство «Национальное образование», 2019 г. – 72 с. 5. Проектная деятельность в дошкольной организации: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования/ Е. Райхерт-Гершхаммер; под ред. Л.В. Свирской. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 112 с. 6. Проекты в области естественных наук, математики и техники. Учебно-практическое пособие, под ред. Фтенакис В., М.: издательство «Национальное образование», 2017г. – 192 с. 7. Пяткова Л.П. Поддержка и развитие детской одарённости. Проектная деятельность. М.: Издательство «Учитель», 2017 г. – 175с. Электронные обучающие материалы • Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников • Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании • Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников • Сборник практических материалов. Использование технологии проектирования в работе с дошкольниками Интернет-ресурсы • Интернет-портал Дошколенок https://dohcolonoc.ru/proekt.html • VK-сообщество «Проектная деятельность в ДОУ» https://vk.com/public214766075 • Образовательный Портал 2011 https://portal2011.com/category/vospitatelyam/metodicheskierazrabotki/proektnaya-deyatelnost/ • Портал для детей, родителей и педагогов «О детстве». Раздел «Детский проект» https://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/ • Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm 4.2. Материально-технические условия реализации программы Технические средства обучения Обучение проводится на сайте МОУ ДПО УМЦ г.о. Серпухов http://serpumc.msk.ru/moodle/