Комитет по образованию Администрации городского округа Серпухов Московской области Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр» Дополнительная профессиональная программа (повышение квалификации) СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Разработчик(и) программы: Орлова Т.Э., Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр», нет Серпухов, 2023 Раздел 1. Характеристика программы 1.1. Цель реализации программы – повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в области организации проектной деятельности дошкольников 1.2. Планируемые результаты обучения: Трудовая функция Трудовое действие Знать Уметь Педагогическая Осуществление Системно-деятельностный Организовывать партнерскую деятельность по профессиональной деятельности в подход как условие форму взаимодействия, реализации соответствии с требованиями достижения современных формулировать тему и название образовательных федеральных государственных целей образования. образовательной деятельности, программ образовательных стандартов Особенности организации использовать методы дошкольного дошкольного, начального общего, образовательного процесса в стимулирования на каждом образования основного общего, среднего ДОО на основе системно- возрастном этапе, использовать общего образования деятельностного подхода. проблемные ситуации, Целеполагание, поддерживать детскую проектирование и способы инициативу. поощрения познавательной активности 1.3. Категория слушателей: воспитатели (включая старшего) дошкольного образования. образовательных организаций, реализующих программы 1.4. Форма обучения - Очно-заочная 1.5. Срок освоения программы: 36 ч. Раздел 2. Содержание программы № п/п Наименование Всего Виды учебных занятий, учебных Самостоятельная работ работа, час разделов(модулей) и тем часов Лекция, Интерактивное час (практическое) Формы контроля занятие, час 1. Входной контроль 1 0 0 1 тест 2. Системно-деятельностныи 7 4 3 0 24 10 12 2 кейс 3 2 0 1 кейс 1 0 0 1 тест 15 5 подход как условие достижения современных целей образования 3. Особенности организации образовательного процесса в ДОО на основе системнодеятельностного подхода 4. Целеполагание, проектирование и поощрение познавательной 5. активности Выходной контроль 6. Итоговая аттестация Итого 36 16 2.2. Рабочая программа 1. Входной контроль (самостоятельная работа - 1 ч.) Самостоятельная работа-Тест 2. Системно-деятельностныи подход как условие достижения современных целей образования (лекция - 4 ч. практическая работа - 3 ч.) Лекция -Суть системно-деятельностного подхода. Концепция системно-деятельностного подхода Л.С. Выготкого. Деятельность и ее структура. Принципы технологии системнодеятельностного подхода. Потребности человека, мотив деятельности, средства достижения цели, действие. Компоненты и этапы деятельности. Практическая работа - изучить представленный текст. Занесите в таблицу основные ценности, цель и результаты дошкольного образования. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения. 3. Особенности организации образовательного процесса в ДОО на основе системнодеятельностного подхода (лекция - 10 ч., практическая работа - 12 ч. самостоятельная работа - 2 ч.) 3.1. Ребенок как субъект образовательного процесса (лекция - 3 ч., практическая работа -2ч.) Лекция- Партнерская форма взаимодействия педагога с детьми. Суть партнерского взаимодействия. Использование «Модели трех вопросов» в практике образовательной деятельности. Факторы, тормозящие диалог. Эмоциональная включенность в процесс деятельности. Психологический комфорт. Практическая работа – провести самодиагностику по выявлению модели взаимодействия с ребенком. Проверка преподавателем и обсуждение результатов в рамках обучения. 3.2. Планирование организованной образовательной деятельности с учетом требований ФГОС ДО к результатам образования (лекция – 2 ч., практическая работа – 3 ч.) Лекция - Формулирование темы и названия образовательной деятельности. Способы названия тематических недель. Технология постановки целей и задач образовательной деятельности. Типичные ошибки при осуществлении целеполагания. Взаимосвязь с другими видами деятельности. Сотрудничество с семьями воспитанников. Практическая работа – Проанализировать содержание конспекта «Сотрудничество с семьями воспитанников», оценить его с позиции соответствия требованиям ФГОС ДО. Занести в таблицу номер позиции, соответствующий ФГОС ДО. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения. 3.3. Планирование хода образовательной деятельности (лекция - 2 ч. практическое занятие - 4 ч.) Лекция- Мотивация деятельности детей. Правила построения мотивации. Методы стимулирования образовательной деятельности детей. Особенности работы по созданию мотивации на разных возрастных этапах. Характерные признаки проблемности деятельности. Алгоритм решения проблемных ситуаций Практическая работа- Выбрать из списка наиболее понравившиеся образовательные ситуации и спланировать содержание образовательной деятельности. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения. Самостоятельная работа-Кейс 2ч. 3.4. Проектирование, осуществление и рефлексирование деятельности (лекция - 3 ч. практическая работа - 3 ч. Примеры образовательных (проблемных) ситуаций. Процесс проектирования действий. Процесс осуществления действий. Процесс рефлексии — анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями. Характеристика видов рефлексии. Критерии оценки образовательной деятельности. Практическая работа - Проанализировать конспекты занятий, внести предложения по коррекции его задач и содержания. 4. Поощрение познавательной активности и поддержка детской инициативы (лекция – 2 ч., самостоятельная работа - 1 ч.) Лекция -Виды оценивания дошкольников. Словарь словесного поощрения и поддержки детской инициативы. Формы и виды занятия. Самостоятельная работа-Кейс 1ч. 5. Выходной контроль (самостоятельная работа - 1 ч.) Самостоятельная работа-Тест 6. Итоговая аттестация Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы Входной контроль Форма: тестирование Описание, требования к выполнению: дается 30 вопросов. Критерии оценивания: оценивание по количеству правильных ответов Примеры заданий: Вопрос 1. В умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить ее своими силами проявляется такое качество мышления, как: Выберите один ответ: а) быстрота; б) гибкость; в) самостоятельность; г) широта. Вопрос 2. Процесс, направленный на достижение цели, называется: Выберите один ответ: а) операцией; б) мотивом; в) действием; г) умением. Вопрос 3. Формированию интеллектуальной сферы ребенка в наибольшей степени способствует: Выберите один ответ: а) традиционное обучение; б) проблемное обучение; в) программированное обучение; г) догматическое обучение. Количество попыток: 2 Выходной контроль Форма: тестирование Описание, требования к выполнению: надо ответить на 30 вопросов Критерии оценивания: тест считается пройденным при результате 60% и выше Примеры заданий: Вопрос 1. Мотив (мотивация) – это: Выберите один ответ: а) движущая сила, благодаря которой мы начинаем что-то делать и которая. формирует дополнительные факторы: традиции, убеждения, установки, интересы и т.д. б) неотъемлемая часть деятельности людей, образ того, чего хотим достичь в итоге. Вопрос 2. Обеспечение психологического комфорта будет эффективным, если педагог во взаимодействии с детьми придерживается правила «трех П»: Выберите несколько ответов: а) Понимание б) Порядок в) Приятие г) Принадлежность д) Признание Вопрос 3. Успешность формирования образовательной деятельности зависит: Выберите один ответ: а) от того, какими мотивами она побуждается б) от заинтересованности ребенка в) от желания педагога научить ребенка Количество попыток: 2 Текущий контроль Раздел программы: Особенности организации образовательного процесса в ДОО на основе системно-деятельностного подхода Форма: Кейс Описание, требования к выполнению: Проанализируйте формулировки воспитательных, развивающих, обучающих и речевых задач из опыта работы педагогов, оцените их с позиции соответствия требованиям и занесите в таблицу. Сделайте вывод о типичных ошибках. Критерии оценивания: предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3 балла - информация собрана и проанализирована, сделаны аргументированные выводы; 2 балла информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в целом верные; 1 балл - информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы неверные или отсутствуют; 0 баллов - ответ отсутствует. Пример задания: Проанализируйте формулировки воспитательных, развивающих, обучающих и речевых задач из опыта работы педагогов, оцените их с позиции соответствия требованиям и занесите в таблицу. Сделайте вывод о типичных ошибках. Задачи Грамотно сформулированные Некорректно сформулированиые Воспитательные Развивающие Обучающие Речевые Вывод Количество попыток: 1 Промежуточный контроль Раздел программы: Целеполагание, проектирование и поощрение познавательной активности Форма: кейс Описание, требования к выполнению: Письменно проанализируйте свою практику применения поощрений, их характер и частоту использования. Разделите все записанные вами поощрения на следующие виды оценок: прямая, косвенная, опосредованная, предвосхищающая оценка, отсутствие ее. Определите, какую функцию педагогической оценки выполняют используемые вами поощрения: ориентирующую или стимулирующую. Проанализируйте свои записи, сделайте вывод о том, какая оценка используется в практике чаще. Критерии оценивания: предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3 балла - информация собрана и проанализирована, сделаны аргументированные выводы; 2 балла - информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в целом верные; 1 балл - информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы неверные или отсутствуют; 0 баллов - ответ отсутствует. Примеры заданий: Письменно проанализируйте свою практику применения поощрений, их характер и частоту использования. Разделите все записанные вами поощрения на следующие виды оценок: прямая, косвенная, опосредованная, предвосхищающая оценка, отсутствие ее. Определите, какую функцию педагогической оценки выполняют используемые вами поощрения: ориентирующую или стимулирующую. Проанализируйте свои записи, сделайте вывод о том, какая оценка используется в практике чаще. Виды оценки Конкретные примеры Частота использования Прямая Косвенная Опосредованная Предвосхищающая Отсутствие оценки Выводы Итоговая аттестация Итоговая аттестация осуществляется по совокупности результатов всех видов контроля, предусмотренных программой. Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы 4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы Литература 1. Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду. Организация проектирования, конспекты проектов. Волгоград, издательство «Учитель», 2017 г. – 135с. 2. Иваничкина Т.А., Никитина И.А., Ускова О.Ю., Рыбина М.И. Проекты в ДОО. Экологический образовательный проект "Солнечный круг" для детей 5-7 лет. Волгоград, издательство «Учитель», 2018 г. – 69с. 3. Кудрявцева Е.А., Рыбачева М.В. Проекты для детей. Мир профессий глазами ребенка. Волгоград, издательство «Учитель», 2019 г. – 83с. 4. Михайлова-Свирская Л.В. Лаборатория грамотности. Учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования. Издательство «Национальное образование», 2019 г. – 72 с. 5. Проектная деятельность в дошкольной организации: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования/ Е. Райхерт-Гершхаммер; под ред. Л.В. Свирской. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 112 с. 6. Проекты в области естественных наук, математики и техники. Учебно-практическое пособие, под ред. Фтенакис В., М.: издательство «Национальное образование», 2017г. – 192 с. 7. Пяткова Л.П. Поддержка и развитие детской одарённости. Проектная деятельность. М.: Издательство «Учитель», 2017 г. – 175с. Электронные обучающие материалы • Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников • Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании • Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников • Сборник практических материалов. Использование технологии проектирования в работе с дошкольниками Интернет-ресурсы • Интернет-портал Дошколенок https://dohcolonoc.ru/proekt.html • VK-сообщество «Проектная деятельность в ДОУ» https://vk.com/public214766075 • Образовательный Портал 2011 https://portal2011.com/category/vospitatelyam/metodicheskie-razrabotki/proektnayadeyatelnost/ • Портал для детей, родителей и педагогов «О детстве». Раздел «Детский проект» https://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/ • Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm 4.2. Материально-технические условия реализации программы Технические средства обучения Обучение проводится на сайте МОУ ДПО УМЦ г.о. Серпухов http://serpumc.msk.ru/moodle/