Комитет по образованию Администрации городского округа Серпухов Московской области Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр» Дополнительная профессиональная программа (повышение квалификации) ВНЕДРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ДО) Разработчик(и) программы: Орлова Т.Э., Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр», нет Серпухов, 2023 Раздел 1. Характеристика программы 1.1. Цель реализации программы – повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) 1.2. Планируемые результаты обучения: Трудовая функция Педагогическая деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования Трудовое действие Знать Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Уметь Особенности организации образовательного процесса в соответствии с ФОП ДО. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации ФОП ДО. Направления воспитательной работы по ФОП ДО. Определять содержание образования в соответствии с ФОП ДО. Выстраивать коррекционную работу с детьми с ОВЗ, одаренными детьми, детьмибилингвами, детьми с трудностями в развитии и поведении. Организовывать воспитательный процесс с учетом ценностей воспитания и укладом своей ДОО 1.3. Категория слушателей: воспитатели (включая старшего) образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования. 1.4. Форма обучения - Очно-заочная 1.5. Срок освоения программы: 36 ч. Раздел 2. Содержание программы № Наименование Всего п/п разделов(модулей) и тем часов Виды учебных занятий, учебных работ Лекция, час Самостоятельная работа, час Формы контроля Интерактивное (практическое) занятие, час 1. Входной контроль 1 0 0 1 тест 2. Общие нормативные положения о ФОП ДО 7 4 3 3 кейс 3. 16 8 6 2 кейс 8 4 4 5. Особенности организации образовательного процесса в соответствии с ФОП ДО Структура и содержание Федеральной рабочей программы воспитания Выходной контроль 1 0 0 1 тест 6. Итоговая аттестация 15 5 4. Итого 36 16 2.2. Рабочая программа 1. Входной контроль (самостоятельная работа - 1 ч.) Самостоятельная работа-Тест 2. Общие нормативные положения о ФОП ДО (лекция - 4 ч. Практическая работа - -3 ч. Кейс - 3 ч.) 2.1. ФГОС ДО и ФОП ДО как стратегические ориентиры образовательной политики. (лекция 2 ч. Кейс – 3ч.) Лекция - Современные тенденции развития дошкольного образования. Государственный стандарт дошкольного образования. Основные задачи дошкольного образования. Гуманизация образования как процесс, направленный на развитие личности ребенка (2 ч.) Самостоятельная работа. Кейс - 3ч. 2.2. Федеральная образовательная программа – норматив нового поколения. (лекция 2ч., практическая работа - 3ч.) Лекция- Основополагающие функции дошкольного уровня образования. Структурные элементы ФОП ДО. Обязательная часть ФОП ДО и часть, формируемая участниками образовательных отношений (2 ч.) Практическая работа - Заполните таблицу «Парциальные программы в вариативной части ОП». Определите парциальные программы, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей и возможностям педагогического коллектива, принимая во внимание традиции вашей ОО. Обоснуйте свой выбор. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения (3 ч.) 3. Особенности организации образовательного процесса в соответствии с ФОП ДО. (лекция - 8 ч., практическая работа - 6 ч., самостоятельная работа - 2 ч.) 3.1. Целевой раздел ФОП ДО (лекция - 2 ч., практическая работа -1ч.) Лекция - Цели ФОП ДО. Принципы построения программы. Планируемые результаты ФОП ДО. Планируемые результаты по возрастам. Педагогическая диагностика (2 ч.) Практическая работа- Самостоятельное изучение ФОП ДО. Создание таблицы «Планируемые результаты для возрастных периодов от 1 года до 7 лет». Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения (1ч.) 3.2. Содержание образования в соответствии с ФОП ДО. (лекция – 2 ч., практическая работа – 3 ч.) Лекция – Содержательный раздел. Направления развития дошкольников (образовательные области). Цели и задачи образовательных областей по возрастам. Практическая работа – Самостоятельно изучить методические рекомендации «Конструирование занятие в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО». Составить конспект занятия, используя технологическую карту занятия. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения (2 ч.) 3.3. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации ФОП ДО (лекция - 2 ч. Кейс – 2 ч.) Лекция- Формы реализации ФОП ДО в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей. Поддержка детской инициативы. Учет возрастных особенностей при поддержке детской инициативы. Способы и приемы поддержки детской инициативы. (2 ч.) Самостоятельная работа- Кейс – 2 ч. 3.4. Коррекционно-развивающая работа в соответствии с ФОП ДО (лекция - 2 ч. Практическая работа - 2 ч., Кейс – 2 ч.) Лекция-. Программы коррекционно-развивающей работы в соответствии с ФГОС ДО. Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы на уровне ДО. Содержание КРР с одаренными детьми, детьми-билингвами, детьми с девиациями развития и поведения (2 ч.) Практическая работа -Составьте план работы с одаренным ребенком, исходя из требований ФОП ДО. Результаты запишите в таблицу. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения (2ч). 3.5. Организационный раздел ФОП ДО (лекция – 1ч., практическая работа – 1 ч.) Лекция. – Структура раздела. Архитектура организационного раздела. Психолого-педагогические условия (дополнения). Особенности организации РППС. Материально-техническое и кадровое обеспечение. Режим дня. (1ч.) Практическая работа. – Составьте режим работы своей возрастной группы, учитывая климатические особенности местности, организацию питания и количество времени пребывания ребенка в детском саду. Составьте мини-консультацию для родителей «Режим дня в детском саду» (1ч.) 4. Федеральная рабочая программа воспитания: структура и содержание. (лекция - 4 ч. практическая работа - 2 ч. самостоятельная работа - 1 ч.) 4.1. Цели и задачи программы воспитания. Структура программы (лекция -2ч., Практическая работа- 2ч.) Лекция - Общие цели, задачи воспитания, его основные направления и целевые ориентиры воспитания. Уклад ДОО. Воспитывающая среда. Календарный план воспитательной работы (2ч.) Практическая работа- Составить календарный план воспитательной работы, учитывая особенности и уклад своей ДОО. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения (2ч.) 4.2. Направления воспитательной работы по ФОП ДО. Ценности воспитания. (лекция – 2 ч.) Лекция. -Реализация содержания рабочей программы воспитания. Модули воспитательной работы. Базовые ценности воспитания (2ч.) Практическая работа Определите базовые ценности воспитания через задачи занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе. (2ч.) 5. Выходной контроль (самостоятельная работа - 1 ч.) Самостоятельная работа-Тест 6. Итоговая аттестация Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы Входной контроль Форма: тестирование Описание, требования к выполнению: дается 30 вопросов. Критерии оценивания: оценивание по количеству правильных ответов Примеры заданий: Вопрос 1. Сколько пунктов содержит целевой раздел ФОП ДО: Выберите один ответ: А) Пять; Б) Восемь; В) Три. Вопрос 2. ФОП ДО состоит: Выберите один ответ: А) Целевого раздела; Б) Организационного раздела; В) Содержательного раздела; Г) Всех вышеперечисленных разделов. Вопрос 3. Содержательный раздел ФОП ДО включает в себя: Выберите один ответ: А) Вариативные формы, методы и средства реализации ФОП ДО; Б) Описание условий реализации программы; В) Примерный режим и распорядок дня. Количество попыток: 2 Выходной контроль Форма: тестирование Описание, требования к выполнению: надо ответить на 30 вопросов Критерии оценивания: тест считается пройденным при результате 60% и выше Примеры заданий: Вопрос 1. Когда все дошкольные организации должны перейти на ФОП ДО? А) 1 сентября 2023г.; Б) 31 августа 2023г.; В) 1 января 2024г. Вопрос 2. С целью реализации каких функций была создана ФОП ДО? А) Создать единое федеральное образовательное пространство для воспитания и обучения дошкольников; Б) Обеспечить детям и родителям равные и качественные условия дошкольного образования на всей территории России; В) Создать единое ядро дошкольного образования; Г) Все вышеперечисленное. Вопрос 3. Как называется совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников? А) Инклюзия; Б) Интеграция; В) Включение. Количество попыток: 2 Текущий контроль Раздел программы: «Общие нормативные положения о ФОП ДО» Форма: Кейс Описание, требования к выполнению: Изучите Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ и Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" с изменениями и дополнениями от 17.02.2023 Критерии оценивания: предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3 балла информация собрана и проанализирована, сделаны аргументированные выводы; 2 балла - информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в целом верные; 1 балл информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы неверные или отсутствуют; 0 баллов - ответ отсутствует. Пример задания: Сравните оба документа. Отметьте, в чем заключаются изменения и чем, по вашему мнению, они были вызваны. Определите пункты, в которых произошли изменения на 17.02.2023. Свяжите эти пункты с соответствующими пунктами ФОП ДО. Результаты запишите в таблицу Пункт ФОП ДО ФГОС ДО – редакция от 17.10.2013 ФГОС ДО – редакция от 17.02.2023 Количество попыток: 1 Промежуточный контроль Раздел программы: Вариативные формы, способы, методы и средства реализации ФОП ДО Форма: кейс Описание, требования к выполнению: Изучите основной материал, продолжите заполнение таблицы. Проанализируйте направления работы по поддержке детской инициативы в вашей возрастной группе. Выделите направления работы, соответствующие особенностям воспитанников в вашей возрастной группе и составьте методические рекомендации. Критерии оценивания: предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3 балла информация собрана и проанализирована, сделаны аргументированные выводы; 2 балла информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в целом верные; 1 балл - информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы неверные или отсутствуют; 0 баллов - ответ отсутствует. Примеры заданий: Изучите основной материал, самостоятельно заполните таблицу. Проанализируйте направления работы по поддержке детской инициативы в вашей возрастной группе. Выделите направления работы, соответствующие особенностям воспитанников в вашей возрастной группе и составьте методические рекомендации. Для выполнения задания продолжите заполнение таблицы. Что же характерно для Способы развития Что входит в РППС для инициативной личности? инициативности развития и поддержки детской инициативы? - произвольность поведения; - самостоятельность; - развитая эмоционально волевая сфера; …………. - произвольность поведения; - самостоятельность; - развитая эмоционально волевая сфера; …………. Давать простые задания, поручения (снимать страх «не справлюсь», создание ситуаций успеха), развивать у детей инициативу. ……….. Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-пространственной образовательной среды ……….. Итоговая аттестация Итоговая аттестация осуществляется по совокупности предусмотренных программой. результатов всех видов контроля, Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы 4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы Нормативные документы 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273- ФЗ (ред. от 4.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 1.09.2023); 2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; 3. Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; 4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264); 5. Приказ Минпросвещения России «Об утверждении федеральная образовательной программы дошкольного образования» от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847); 6. Методические рекомендации по планированию и реализации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования Литература 1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования.— М.: ТЦ Сфера, 2023. – 208 с. с табл. - (Правовая библиотека образования) 2. Методические рекомендации по реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 110 с. - (Правовая библиотека образования) Электронные обучающие материалы • Блинова В.Л., Блинова Л.Ф. Детская одаренность: теория и практика: учебно-методическое пособие. • Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный аспект). • В лабиринтах многоязычия, или Образование успешного ребенка / Кудрявцева Е. Л. [и др.]. • Платонова С.М. Детская одаренность. Учебно-методическое пособие • Дьячкова М. А. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательных учреждениях : учебное пособие • Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей • Петрова_В.И.,Стульник Т.Д. Этические беседы_с_детьми_(4-7_лет) Интернет-ресурсы • Электронный офис методиста • План ФОП ДО https://planfopdo.ru/o-sajte/ • МПАДО. Конструктор программы https://mpado.ru/konstruktor-oop/ • ФОП и современное дошкольное образование 4.2. Материально-технические условия реализации программы Технические средства обучения Обучение проводится на сайте МОУ ДПО УМЦ г.о. Серпухов http://serpumc.msk.ru/moodle/