КПК_ФОП ДО_Орлова Т.Э._2023

Комитет по образованию Администрации городского округа Серпухов
Московской области
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования «Учебно-методический центр»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
ВНЕДРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ДО)

Разработчик(и) программы:
Орлова Т.Э., Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования «Учебно-методический
центр», нет

Серпухов, 2023

Раздел 1. Характеристика программы
1.1.
Цель реализации программы – повышение профессионального уровня в рамках
имеющейся квалификации в реализации федеральной образовательной программы
дошкольного образования (ФОП ДО)
1.2.
Планируемые результаты обучения:
Трудовая функция
Педагогическая
деятельность по
реализации
образовательных
программ
дошкольного
образования

Трудовое действие

Знать

Осуществление
профессиональной деятельности в
соответствии с требованиями
федеральных государственных
образовательных стандартов
дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего
общего образования

Уметь

Особенности организации
образовательного процесса в
соответствии с ФОП ДО.
Вариативные формы,
способы, методы и средства
реализации ФОП ДО.
Направления воспитательной
работы по ФОП ДО.

Определять содержание
образования в соответствии с
ФОП ДО. Выстраивать
коррекционную работу с детьми с
ОВЗ, одаренными детьми, детьмибилингвами, детьми с
трудностями в развитии и
поведении. Организовывать
воспитательный процесс с учетом
ценностей воспитания и укладом
своей ДОО

1.3. Категория слушателей:
воспитатели (включая старшего) образовательных организаций, реализующих программы
дошкольного образования.
1.4. Форма обучения - Очно-заочная
1.5. Срок освоения программы: 36 ч.
Раздел 2. Содержание программы
№
Наименование
Всего
п/п разделов(модулей) и тем часов

Виды учебных занятий, учебных
работ
Лекция,
час

Самостоятельная
работа, час

Формы
контроля

Интерактивное
(практическое)
занятие, час

1.

Входной контроль

1

0

0

1

тест

2.

Общие нормативные
положения о ФОП ДО

7

4

3

3

кейс

3.

16

8

6

2

кейс

8

4

4

5.

Особенности
организации
образовательного
процесса в
соответствии с ФОП ДО
Структура и
содержание
Федеральной
рабочей программы
воспитания
Выходной контроль

1

0

0

1

тест

6.

Итоговая аттестация
15

5

4.

Итого

36

16

2.2. Рабочая программа
1.
Входной контроль (самостоятельная работа - 1
ч.) Самостоятельная работа-Тест

2.
Общие нормативные положения о ФОП ДО (лекция - 4 ч. Практическая работа - -3
ч. Кейс - 3 ч.)
2.1. ФГОС ДО и ФОП ДО как стратегические ориентиры образовательной политики.
(лекция 2 ч. Кейс – 3ч.)
Лекция - Современные тенденции развития дошкольного образования. Государственный стандарт
дошкольного образования. Основные задачи дошкольного образования. Гуманизация образования как
процесс, направленный на развитие личности ребенка (2 ч.)
Самостоятельная работа. Кейс - 3ч.
2.2. Федеральная образовательная программа – норматив нового поколения. (лекция 2ч., практическая работа - 3ч.)
Лекция- Основополагающие функции дошкольного уровня образования. Структурные элементы
ФОП ДО. Обязательная часть ФОП ДО и часть, формируемая участниками образовательных отношений
(2 ч.)
Практическая работа - Заполните таблицу «Парциальные программы в вариативной части ОП».
Определите парциальные программы, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и
интересам детей и возможностям педагогического коллектива, принимая во внимание традиции вашей
ОО. Обоснуйте свой выбор. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения (3 ч.)
3.
Особенности организации образовательного процесса в соответствии с ФОП ДО.
(лекция - 8 ч., практическая работа - 6 ч., самостоятельная работа - 2 ч.)
3.1. Целевой раздел ФОП ДО (лекция - 2 ч., практическая работа -1ч.)
Лекция - Цели ФОП ДО. Принципы построения программы. Планируемые результаты ФОП ДО.
Планируемые результаты по возрастам. Педагогическая диагностика (2 ч.)
Практическая работа- Самостоятельное изучение ФОП ДО. Создание таблицы «Планируемые
результаты для возрастных периодов от 1 года до 7 лет». Проверка преподавателем и разбор ошибок в
рамках обучения (1ч.)
3.2. Содержание образования в соответствии с ФОП ДО. (лекция – 2 ч., практическая работа
– 3 ч.)
Лекция – Содержательный раздел. Направления развития дошкольников (образовательные области).
Цели и задачи образовательных областей по возрастам.
Практическая работа – Самостоятельно изучить методические рекомендации «Конструирование
занятие в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО». Составить конспект занятия, используя технологическую
карту занятия. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения (2 ч.)
3.3. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации ФОП ДО (лекция - 2 ч.
Кейс – 2 ч.)
Лекция- Формы реализации ФОП ДО в соответствии с видом детской деятельности и возрастными
особенностями детей. Поддержка детской инициативы. Учет возрастных особенностей при поддержке
детской инициативы. Способы и приемы поддержки детской инициативы. (2 ч.)
Самостоятельная работа- Кейс – 2 ч.
3.4. Коррекционно-развивающая работа в соответствии с ФОП ДО (лекция - 2 ч.
Практическая работа - 2 ч., Кейс – 2 ч.)
Лекция-. Программы коррекционно-развивающей работы в соответствии с ФГОС ДО. Задачи и
содержание коррекционно-развивающей работы на уровне ДО. Содержание КРР с одаренными детьми,
детьми-билингвами, детьми с девиациями развития и поведения (2 ч.)
Практическая работа -Составьте план работы с одаренным ребенком, исходя из требований ФОП ДО.
Результаты запишите в таблицу. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения (2ч).
3.5. Организационный раздел ФОП ДО (лекция – 1ч., практическая работа – 1 ч.)
Лекция. – Структура раздела. Архитектура организационного раздела. Психолого-педагогические
условия (дополнения). Особенности организации РППС. Материально-техническое и кадровое
обеспечение. Режим дня. (1ч.)
Практическая работа. – Составьте режим работы своей возрастной группы, учитывая климатические
особенности местности, организацию питания и количество времени пребывания ребенка в детском саду.
Составьте мини-консультацию для родителей «Режим дня в детском саду» (1ч.)
4.
Федеральная рабочая программа воспитания: структура и содержание. (лекция - 4 ч.
практическая работа - 2 ч. самостоятельная работа - 1 ч.)
4.1. Цели и задачи программы воспитания. Структура программы (лекция -2ч., Практическая
работа- 2ч.)

Лекция - Общие цели, задачи воспитания, его основные направления и целевые ориентиры
воспитания. Уклад ДОО. Воспитывающая среда. Календарный план воспитательной работы (2ч.)
Практическая работа- Составить календарный план воспитательной работы, учитывая особенности и
уклад своей ДОО. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения (2ч.)
4.2. Направления воспитательной работы по ФОП ДО. Ценности воспитания. (лекция – 2 ч.)
Лекция. -Реализация содержания рабочей программы воспитания. Модули воспитательной работы.
Базовые ценности воспитания (2ч.)
Практическая работа Определите базовые ценности воспитания через задачи занятия по
ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе. (2ч.)
5.
Выходной контроль (самостоятельная работа - 1 ч.)
Самостоятельная работа-Тест
6.
Итоговая аттестация
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль
Форма: тестирование Описание, требования к выполнению: дается 30 вопросов.
Критерии оценивания:
оценивание по количеству правильных ответов
Примеры заданий:
Вопрос 1. Сколько пунктов содержит целевой раздел ФОП ДО:
Выберите один ответ:
А) Пять;
Б) Восемь;
В) Три.
Вопрос 2. ФОП ДО состоит:
Выберите один ответ:
А) Целевого раздела;
Б) Организационного раздела;
В) Содержательного раздела;
Г) Всех вышеперечисленных разделов.
Вопрос 3. Содержательный раздел ФОП ДО включает в себя:
Выберите один ответ:
А) Вариативные формы, методы и средства реализации ФОП ДО;
Б) Описание условий реализации программы;
В) Примерный режим и распорядок дня.
Количество попыток: 2
Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению: надо ответить на 30 вопросов
Критерии оценивания:
тест считается пройденным при результате 60% и выше
Примеры заданий:
Вопрос 1. Когда все дошкольные организации должны перейти на ФОП ДО?
А) 1 сентября 2023г.;
Б) 31 августа 2023г.;
В) 1 января 2024г.
Вопрос 2. С целью реализации каких функций была создана ФОП ДО?
А) Создать единое федеральное образовательное пространство для воспитания и обучения
дошкольников;
Б) Обеспечить детям и родителям равные и качественные условия дошкольного образования на всей
территории России;
В) Создать единое ядро дошкольного образования;
Г) Все вышеперечисленное.

Вопрос 3. Как называется совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и нормально развивающихся
сверстников?
А) Инклюзия;
Б) Интеграция;
В) Включение.
Количество попыток: 2
Текущий контроль
Раздел программы: «Общие нормативные положения о ФОП ДО»
Форма: Кейс
Описание, требования к выполнению:
Изучите Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от
17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования".
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ и Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" с
изменениями и дополнениями от 17.02.2023
Критерии оценивания:
предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3 балла информация собрана и проанализирована, сделаны аргументированные выводы; 2 балла - информация
собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в целом верные; 1 балл информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы неверные или отсутствуют; 0 баллов
- ответ отсутствует.
Пример задания:
Сравните оба документа. Отметьте, в чем заключаются изменения и чем, по вашему мнению, они были
вызваны. Определите пункты, в которых произошли изменения на 17.02.2023. Свяжите эти пункты с
соответствующими пунктами ФОП ДО. Результаты запишите в таблицу
Пункт ФОП ДО

ФГОС ДО –
редакция от 17.10.2013

ФГОС ДО –
редакция от 17.02.2023

Количество попыток: 1
Промежуточный контроль
Раздел программы: Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
ФОП ДО
Форма: кейс
Описание, требования к выполнению:
Изучите основной материал, продолжите заполнение таблицы. Проанализируйте направления работы
по поддержке детской инициативы в вашей возрастной группе. Выделите направления работы,
соответствующие особенностям воспитанников в вашей возрастной группе и составьте методические
рекомендации.
Критерии оценивания:
предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3 балла информация собрана и проанализирована, сделаны аргументированные выводы; 2 балла информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в целом верные; 1
балл - информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы неверные или отсутствуют; 0
баллов - ответ отсутствует.
Примеры заданий:

Изучите основной материал, самостоятельно заполните таблицу. Проанализируйте направления работы
по поддержке детской инициативы в вашей возрастной группе. Выделите направления работы,
соответствующие особенностям воспитанников в вашей возрастной группе и составьте методические
рекомендации.
Для выполнения задания продолжите заполнение таблицы.
Что же характерно для
Способы развития
Что входит в РППС для
инициативной личности?
инициативности
развития и поддержки
детской инициативы?
- произвольность поведения;
- самостоятельность;
- развитая эмоционально
волевая сфера;
………….
- произвольность поведения;
- самостоятельность;
- развитая эмоционально
волевая сфера;
………….

Давать простые задания,
поручения (снимать страх «не
справлюсь», создание
ситуаций успеха), развивать у
детей инициативу.
………..
Свободная деятельность
воспитанников в условиях
созданной педагогами
предметно-пространственной
образовательной среды
………..

Итоговая аттестация
Итоговая аттестация осуществляется по совокупности
предусмотренных программой.

результатов

всех

видов

контроля,

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273- ФЗ
(ред. от 4.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с
1.09.2023);
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
3. Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об
обязательных требованиях в Российской Федерации»;
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано
в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6
февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
5. Приказ Минпросвещения России «Об утверждении федеральная образовательной программы
дошкольного образования» от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте
России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
6. Методические рекомендации по планированию и реализации образовательной деятельности
дошкольных образовательных организаций в соответствии с федеральной образовательной
программой дошкольного образования

Литература
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования.— М.: ТЦ Сфера, 2023. –
208 с. с табл. - (Правовая библиотека образования)
2. Методические рекомендации по реализации Федеральной образовательной программы
дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 110 с. - (Правовая библиотека
образования)
Электронные обучающие материалы
•
Блинова В.Л., Блинова Л.Ф. Детская одаренность: теория и практика: учебно-методическое
пособие.
•
Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Организация коррекционно-педагогического процесса в
детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный аспект).
•
В лабиринтах многоязычия, или Образование успешного ребенка / Кудрявцева Е. Л. [и др.].
•
Платонова С.М. Детская одаренность. Учебно-методическое пособие
•
Дьячкова
М.
А.
Психолого-педагогическое
сопровождение
одаренных
детей
в
образовательных учреждениях : учебное пособие
•
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку. Книга для педагогов
и родителей
•
Петрова_В.И.,Стульник Т.Д. Этические беседы_с_детьми_(4-7_лет)
Интернет-ресурсы
•
Электронный офис методиста
•
План ФОП ДО https://planfopdo.ru/o-sajte/
•
МПАДО. Конструктор программы https://mpado.ru/konstruktor-oop/
•
ФОП и современное дошкольное образование
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Обучение проводится на сайте МОУ ДПО УМЦ г.о. Серпухов http://serpumc.msk.ru/moodle/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».