ПРОГРАММА _ Функц.грамотность, 2023 (1)

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального
образования «Учебно-методический центр»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Авторский коллектив:
Орлова Т.Э., методист МОУ ДПО УМЦ;
Чернышева А.А., методист МОУ ДПО УМЦ.

Серпухов, 2023

Раздел 1. Характеристика программы
1.1. Цель реализации программы – получение новой компетенции слушателей в
области формирования предпосылок функциональной грамотности у детей
дошкольного возраста.
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая
функция
Педагогическая
деятельность по
реализации
образовательных
программ
дошкольного
образования

Трудовое действие

Знать

Уметь

Планирование и
реализация
образовательной работы
в группе детей раннего
и/или дошкольного
возраста в соответствии
с федеральными
государственными
образовательными
стандартами и
основными
образовательными
программами

Современные тенденции
развития дошкольного
образования в системе
образования России;
Технологии формирования
функциональной
грамотности детей
дошкольного возраста:
- математической
функциональной
грамотности;
- экологического
воспитания;
- основное содержание
экономического развития
дошкольников;
- теоретические аспекты
коммуникативной
компетентности;
- основное содержание
литературного развития
дошкольника и его
компоненты.

Определять основные виды
функциональной грамотности
детей дошкольного возраста;
Осуществлять подготовку
ребёнка и его познавательного
мира к математическому
образу мышления;
Способствовать
формированию
естественнонаучных
представлений детей
дошкольного возраста;
Способствовать
формированию экологической
грамотности дошкольников;
Способствовать
формированию предпосылок
финансовой грамотности в
условиях реализации ФГОС
ДО;
Применять современные
подходы развития социальнокоммуникативной
компетентности у
дошкольников;
Способствовать
формированию читательской
грамотности и развитию
интереса к чтению у детей
дошкольного возраста;
Выявлять актуальные
проблемы функциональной
грамотности выпускника
дошкольной организации;
Применять современные
подходы к организации РППС
ДО в соответствии с ФГОС
ДО и ФОП ДО.

1.3. Категория слушателей:
воспитатели (включая старшего), педагоги-специалисты образовательных организаций,
реализующих программы дошкольного образования.
1.4. Форма обучения - Очно-заочная
1.5. Срок освоения программы: 36 ч.
Раздел 2. Содержание программы
№
Наименование
Всего
п/п разделов(модулей) и часов
тем

Виды учебных занятий,
учебных работ
Лекция,
час

Интерактивное
(практическое)
занятие, час

1.

Входной контроль

2.

8.

Дошкольное
4
3
1
образование как
базис формирования
функциональной
грамотности ребенка
в условиях
реализации ФГОС ДО
Математическое
6
3
2
развитие детей
развитие
детей
дошкольного
возраста.
Формирование
6
3
3
экономической
грамотности
детей
дошкольного
возраста.
Формирование
6
3
3
естественнонаучных
естественнонаучных
представлений
и
основ экологической
грамотности
у
дошкольников.
Основы
социально- 6
3
3
коммуникативной
грамотности
на
уровне дошкольного
образования.
Формирование
6
3
2
читательской
грамотности
детей
дошкольного
возраста.
Выходной контроль 1
0
0

9.

Итоговая аттестация

3.

4.

5.

6.

7.

Итого

1

36

0

18

Самостоятельная Формы
работа, час
контроля

0

14

1

тест

0

1

кейс

0

0

0

1

кейс

1

тест

4

2.2. Рабочая программа
1. Входной контроль (самостоятельная работа - 1 ч.)
Самостоятельная работа – Тест
2. Дошкольное образование
как базис формирования функциональной
грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО (лекция - 3 ч.
практическое занятие - 1 ч.)
Лекция – Государственная политика в сфере образования, нацеленная на
формирование
функциональной
грамотности.
Понятие
«функциональная
грамотность». Функционально грамотный человек. Функциональная грамотность, как
средство раскрытия учебных навыков и возможностей детей старшего дошкольного
возраста. Показатели функциональной грамотности. Три основные ключевые
функциональные грамотности: читательская, математическая, естественнонаучная.
Компетенции, определяющие функциональную грамотность: система 4К.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании.
Практическая работа - Изучение основных современных образовательных технологии
в дошкольном образовании. Дать развернутую характеристику одной из них.
Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения.
3.
Математическое развитие детей развитие детей дошкольного возраста
(лекция - 3 ч. практическое занятие - 2 ч. самостоятельная работа - 1 ч.)
Самостоятельная работа - Кейс.
3.1 Цели и задачи математического развития дошкольников. Значение
обучения детей математике (лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч.)
Лекция - Цели и задачи математического развития дошкольников. Роль обучения
математике для всестороннего развития личности ребенка. Современные подходы к
формированию основ математической культуры дошкольников. Концепция
математического образования Российской Федерации.
Практическая работа – Разработать методические рекомендации для родителей
воспитанников по математическому развитию детей в условиях семьи. Заполнить
таблицу «Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка».
Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения.
3.2 Особенности формирования математической функциональной грамотности
(лекция - 2 ч. самостоятельная работа - 1 ч.)
Лекция - Математическое развитие детей дошкольного возраста. Процесс
формирования логических приемов мышления. Организация работы на занятиях.
Работа с арифметическим материалом. Развитие навыков количественного и
порядкового счета с помощью сказок, стихов и считалок. Работа с геометрическим
материалом. Развитие логики. Игры на моделирование на плоскости. Развитие
функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Самостоятельная работа – Проанализируйте особенности формирования у детей
дошкольного возраста математической функциональной грамотности и объясните,
какую роль играет процесс обучения математике для всестороннего развития
личности ребенка.
4. Формирование экономической грамотности детей дошкольного возраста
(лекция - 3 ч. практическое занятие - 3 ч.)

4.1. Финансовая грамотность. Экономическое развитие
дошкольников
(лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч.)
Лекция - Организация работы по экономическому образованию детей дошкольного
возраста с учетом ФГОС ДО. Формы и методы формирования экономических знаний
у детей дошкольного возраста. Технология формирования экономических знаний у
детей дошкольного возраста. Диагностика экономических знаний у детей
дошкольного возраста. Процедура изучения экономических знаний детей.
Экономическое образование детей в семье.
Практическая работа – Приведите примеры диагностики экономических знаний у
детей дошкольного возраста. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках
обучения.
4.2. Экономическое
воспитание
дошкольников:
формирование
предпосылок финансовой грамотности в условиях реализации ФГОС ДО
(лекция - 2 ч. практическое занятие - 1 ч.)
Лекция - Основные положения Примерной парциальной образовательной программы
дошкольного образования для детей 5—7 лет «Экономическое воспитание
дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Цель,
принципы, структура, основные задачи Программы. Планируемые результаты
освоения Программы. Формы, способы, методы и средства реализации Программы.
Практическая работа – Опишите процесс формирования предпосылок финансовой
грамотности в условиях реализации ФГОС ДО. Проверка преподавателем и разбор
ошибок в рамках обучения.
5. Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической
грамотности у дошкольников (лекция - 3 ч. практическое занятие - 3 ч.).
5.1. Формирование естественнонаучных представлений у дошкольников
(лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч.)
Лекция - Экологическое воспитание дошкольников: понятие и функции, цели и
задачи, методы и направления работы в ДОО. Развитие естественнонаучных
представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая работа – Опишите основные особенности экологической грамотности
на уровне дошкольного образования. Проверка преподавателем и разбор ошибок в
рамках обучения.
5.2. Формирование экологической грамотности дошкольников в условиях
реализации ФГОС ДО
(лекция - 2 ч. практическое занятие - 1 ч.)
Лекция – Эффективность экологической грамотности детей дошкольного возраста.
Задачи, принципы и этапы формирования экологической грамотности. Условия
экологического воспитания
и формирование экологических понятий детей
дошкольного возраста. Организация экологической среды. Экологические
парциальные программы и проекты для дошкольников.
Практическая работа – Проанализируйте основные условия экологического
воспитания детей дошкольного возраста. Проверка преподавателем и разбор ошибок
в рамках обучения.
6. Основы социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного
образования (лекция - 3 ч. практическое занятие - 3 ч.)
6.1. Теоретические аспекты коммуникативной компетентности

(лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч.)
Лекция - Коммуникативная компетентность и ее структура. Компоненты
коммуникативной компетентности: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный,
эмоциональный, поведенческий. Критерии сформированности коммуникативной
компетентности. Ошибки коммуникации.
Практическая работа – Раскройте основные теоретические аспекты коммуникативной
компетентности детей дошкольного возраста в использовании на практике с детьми.
Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения.
6.2.Современные подходы развития социально-коммуникативной компетентности у
дошкольников (лекция - 2 ч. практическое занятие - 1 ч.)
1. Лекция - Понятие «коммуникативная компетентность». Необходимость формирования
социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Интеллектуально-социальный компонент. Мотивационно-эмоциональный компонент.
Деятельностно-практический
компонент.
Социально-педагогическая
среда
образовательного учреждения.
Практическая работа – Проанализируйте применение компонентов социальнокоммуникативного развития для формирования коммуникативной компетентности детей
старшего дошкольного возраста. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках
обучения.
7. Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста
(лекция - 3 ч. практическое занятие - 2 ч. самостоятельная работа - 1 ч.)
Самостоятельная работа - Кейс.
7.1. Формирование читательской грамотности будущих первоклассников
(лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч.)
Лекция - Читательская компетентность детей дошкольного возраста. Создание
условий для формирования читательской компетентности дошкольников как условие
развития функционально грамотной личности. Процесс формирования читателя в
дошкольном возрасте. Повышение читательского интереса. Развитие умения
сравнивать и понимать сравнение. Базовые приемы составления сказок и рассказов.
Практическая работа – Применение читательской грамотности к дошкольному
образованию. Проверка преподавателем и разбор ошибок в рамках обучения.
7.2. Формирование читательской культуры дошкольников (лекция - 2 ч.
самостоятельная работа - 1 ч.)
Лекция - Понятие о детской литературе. Круг детского чтения. Специфика детской
литературы. Критерии детской литературы. Функции детской книги. Чтение как
культурный феномен. Портрет талантливого читателя. Литературное развитие
дошкольника. Особенности восприятия литературы дошкольником. Законы
формирования круга детского чтения.
Самостоятельная работа – Проанализируйте проблему приобщения ребенка к чтению
в современном обществе. Представьте основные пути формирования читательской
культуры дошкольников.
8. Выходной контроль (самостоятельная работа - 1 ч.)
Самостоятельная работа - Тест
9. Итоговая аттестация

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению: дается 30 вопросов.
Критерии оценивания: оценивание по количеству правильных ответов.
Примеры заданий:
Вопрос 1. В дошкольном образовании могут использоваться следующие технологии:
Выберите один ответ:
a. информационно-коммуникационные
b. все ответы верны
c. исследовательской деятельности
d. здоровьесберегающие
Вопрос 2. В области познавательного развития выделяют инновационные технологии
формирования у дошкольников:
Выберите один ответ:
a. творческих, художественных, музыкальных способностей
b. экологических представлений
c. все ответы верны
d. развития речи детей
e. логических и математических представлений
Вопрос 3. Метод проектов основан на научном представлении о структуре целостной
деятельности, которая носит название:
Выберите один ответ:
a. Поисковая деятельность
b. Теория опережающего развития
c. Деятельностная теория
Количество попыток: 2
Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению: надо ответить на 30 вопросов
Критерии оценивания:
тест считается пройденным при результате 60% и выше

Примеры заданий:
Вопрос 1. Прочтите определение. Для какого понятия оно дано?
Построение деятельности педагогического работника, в котором входящие в него
действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение
прогнозируемого результата с целью развития личности ребенка, внедрения лучших
научных достижений в дошкольном образовании в практику работы специалиста. Это:
Выберите один ответ:
a. Цифровая технология
b. Педагогическая деятельность
c. Педагогическая технология
d. Практика работы воспитателя
Вопрос 2. К инновационным педагогическим технологиям творческого развития
дошкольников можно отнести:
Выберите один или несколько ответов:
a. Игровые технологии
b. Технологии детского дизайна
c. Технологии детского экспериментирования
d. Счетный материал
Вопрос 3. В структуре занятия с использованием компьютера упражнения на развитие
целеполагания проводятся:
Выберите один ответ:
a. Во вводно-мотивационной части занятия
b. На заключительном этапе
c. В коррекционно-развивающем блоке
Количество попыток: 2

Текущий контроль
Раздел программы: Математическое развитие детей развитие детей дошкольного
возраста.
Форма: Кейс
Описание, требования к выполнению:
2 задания. - Проанализируйте особенности формирования у детей дошкольного возраста
математической функциональной грамотности. - Объясните, какую роль играет процесс
обучения математике для всестороннего развития личности ребенка.

Критерии оценивания:
предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3
балла - информация собрана и проанализирована, сделаны аргументированные выводы; 2
балла - информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в
целом верные; 1 балл - информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы
неверные или отсутствуют; 0 баллов - ответ отсутствует.
Примеры заданий:
1. Проанализируйте особенности формирования у детей дошкольного возраста
математической функциональной грамотности.
2. Объясните, какую роль играет процесс обучения математике для всестороннего
развития личности ребенка.
Количество попыток: 1
Промежуточный контроль
Раздел программы: Формирование читательской грамотности детей дошкольного
возраста.
Форма: кейс
Описание, требования к выполнению:
2 задания: - Проанализируйте проблему приобщения ребенка к чтению в современном
обществе. - Представьте основные пути формирования читательской культуры
дошкольников.
Критерии оценивания:
предлагается оценить работу по 3-балльной шкале в соответствии с критериями. Оценка: 3
балла - информация собрана и проанализирована, сделаны аргументированные выводы; 2
балла - информация собрана и проанализирована, но имеются ошибки в анализе, выводы в
целом верные; 1 балл - информация недостаточно собрана и проанализирована, выводы
неверные или отсутствуют; 0 баллов - ответ отсутствует.
Примеры заданий:
1. Проанализируйте проблему приобщения ребенка к чтению в современном обществе.
2. Представьте основные пути формирования читательской культуры дошкольников.
Количество попыток: 1
Итоговая аттестация
Итоговая аттестация осуществляется по совокупности результатов всех видов
контроля, предусмотренных программой.
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы










Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ред. от 07.10.2022)
Распоряжение правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2039-р об
утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023
годы
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного
стандарта дошкольного образования».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. №
1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного
образования».
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации Департамента
государственной политики и управления в сфере общего образования от 3 марта
2023 г. № 03-350 «О направлении методических рекомендаций к реализации
Федеральной образовательной программы дошкольного образования».

Литература
1. Аксенова, Т. А. Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской
деятельности в условиях реализации ФГОС ДО / Т. А. Аксенова // Молодой ученый.
— 2016. — № 12.6 (116.6). — с. 1-6.
2. Амосова, М.Н. Виртуальные экскурсии как средство речевого развития старших /
М.Н. Амосова // Дошкольная педагогика. – 2017. - № 1. – с.10-11.
3. Бичева, И.Б. Мнемотехника как современная технология речевого развития детей
дошкольного возраста / И.Б. Бичева // Проблемы современного педагогического
образования. – 2018. - № 3. – с. 87-89.
4. Липсиц, И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М. Вита-пресс, 2018,
336 с.
5. Корзун, А.В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного
возраста средствами ТРИЗ-педагогики / Учебное издание.- Мозырь, 2019.
6. Кузнецова, В.В., Пыстина, Л.А. Формирование талантливого мышления у
дошкольников. – Саратов, 2021.
7. Кузнецова, С.В. Инновационный поиск. Обновление системы методической работы в
ДОО. - С.В. Кузнецова, М.Ю. Пронина, М.В. Ромахова. - М.: Сфера, 2017.- 128 с.
8. Сборник Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста: опыт,
инновации, перспективы, - под ред. Е.В. Павлова, ООО «Бук», 2019.
9. Сборник материалов территориального педагогического марафона «Основы
формирования функциональной грамотности дошкольников: мой лучший опыт» в
рамках школы практической педагогики, - Муниципальный орган управления
образованием Управление образованием городского округа Красноуфимск, 2022. –
156 с.
Электронные обучающие материалы
 Методические рекомендации по реализации федеральной образовательной программы
дошкольного образования

 Комплект методических и демонстрационных материалов для дошкольников к
Примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования
«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой
грамотности»
 Шатова А.Д. Тропинка в экономику: программа, методические рекомендации,
конспекты занятий с детьми 5-7 лет / А.Д. Шатова .-М.: Вентана-Граф, 2015.-176 с.
 Игры по финансовой грамотности

Интернет-ресурсы
1. Информационно-просветительский проект Дирекции финансовой грамотности
НИФИ Минфина России. - https://моифинансы.рф/
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Обучение
проводится
на
http://serpumc.msk.ru/moodle/

сайте

МОУ

ДПО

УМЦ

г.о.

Серпухов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».